«Мира»: катастрофа, как возможность всё начать с начала
В прокат вышла «Мира» – российская фантастическая история об отношениях отца и дочери на фоне катастрофы. Дмитрий Бортников находит в картине отголоски работ мастеров с мировым именем, вспоминает «Притяжение» и считает, что фильму стоит уделить пару часов своего времени. Все подробности и аргументы – в рецензии.
Мира (2022)
Режиссёр: Дмитрий Киселёв
Сценарий: Тимофей Декин, Екатерина Мавроматис, Сергей Калужанов, Нарек Мартиросян
Оператор: Владимир Башта
Продюсеры: Рубен Дишдишян, Юлия Иванова, Наталия Клибанова, Нарек Мартиросян
Лера Арабова живет с семьей во Владивостоке. Её мама снова вышла замуж и занимается вопросами новой семьи и детей. Взрослая дочь большинство вопросов решает самостоятельно, а то, что не получается помогает решить родной отец. Он уже шесть лет работает на космической станции, но с помощью современных технологий находит варианты для того, чтобы связаться с дочерью.
Метеоритный дождь, обрушивающийся на Землю, оказывается гораздо более опасным, чем предполагали учёные и одной из точек, куда должны упасть метеориты, оказывается Владивосток. И если родители Леры быстро оказываются в безопасности, то она и её младший брат должны успеть выбраться из красной зоны. Тогда в дело и вступает папа, который с помощью различных приспособлений ведёт дочь в безопасное место, но, когда встает вопрос спастись самим или помочь людям, Лера решает, что она не героиня, а просто человек, у которого есть всё, чтобы спасти много жизней и бросается на встречу опасностям и главному страху своей жизни.
Первое, что бросается в глаза – рост наших кинематографистов. Пять лет назад в кино вышел «Напарник» с Сергеем Гармашом и Сашей Петровым. В этом фильме тоже фигурировал Владивосток, но как же изменился и похорошел город! Он стал намного более кинематографичным, а при падении метеоритов ещё и настоящим квестом, который должны преодолеть герои, чтобы спастись и помочь, как можно большему количеству людей.
Начинается «Мира», как голливудский блокбастер, больше всего похожий на «Факультет» Роберта Родригеса. Дальше зрители ближе знакомятся с семьей главной героини и сложностями в их взаимопонимании. Потом кинопублику быстро перебрасывают в космос, а дальше начинается экшн, за который отвечает оператор Владимир Башта («Конек-Горбунок»). Перепрыгивания из реальных событий в компьютерную игру и обратно делает из «Миры» тот самый заметный фильм-катастрофу, когда гордость берет за то, что происходит на экране. Над спецэффектами и превращением воображения киноманов в реальность работала лучшая студия визуальных эффектов – Main Road Post, которая занималась «Притяжением» и «Вторжением», «Ночными стражами», «Августом восьмого», «Дуэлянтом» и многими другими киноисториями.
Отличная получилась и тройка главных героев. Их сыграли Вероника Устимова, Женя Егоров и Александр Петров. Что интересно наши кинематографисты отдали спасение человечества на плечи особенных ребят, ведь у главной героини давние проблемы с огнём, а у героя не задалась дружба с петардами, и он щеголяет с биомеханической рукой.
Мальчик – сирота, а родителей главной героини сыграли Анатолий Белый и Дарья Мороз. Каждый из них старается помочь детям, но если космонавт находит любые возможности сделать это через связь с Землей, то его бывшая жена для достижения цели предпочитает активно пилить отца дочери.
Создатели ещё одного любопытного проекта, новой дорогой и звёздной экранизации «Мастера и Маргариты», под другим углом смотрящей на великий роман Булгакова (по словам авторов), решили удивить «киноходящую» аудиторию «Мирой» – историей отца и дочери, которые не могут быть вместе, но могут поговорить начистоту на фоне всеобщего хаоса и уничтожения всего вокруг. К экранизации романа Михаила боятся подступать кинематографисты всего мира, т.к. обычно за этим идет череда неудач (мало кто добивается цели и замысел бросают по дороге), поэтому люди, способные снимать такое, могут и давно заезженные жанры вытащить из пепла, отряхнуть и выпустить в кино, даже если кажется, что сказать больше нечего.
Надо сказать, здесь с огромной любовью и почтением используют наработки раннего Роланда Эммериха, Майкла Бэя и Питера Берга. Создатели «Миры» уничтожают огромное количество жителей, гостей Владивостока и тех, кто их пытается спасти. Делают это так, что оторваться от экрана невозможно, а мозг зрителей дорисовывает то, что иногда из-за рейтинга авторы оставляют за кадром.
Перед нами недалёкое будущее. Система «Мира», давшая название фильму, говорит голосом Дарьи Блохиной и помогает космонавту любыми способами связаться с дочерью. Смотря этот фильм, мы сталкиваемся с собственным страхом, ведь всегда есть возможность того, что всё пойдет не по плану и начнёт разрушаться, а вот получится ли выжить… Это как подбросить монетку, напевая старый хит Михея «Туда», используемый авторами «Миры», в качестве своеобразного гимна отца и дочери – шансов всегда 50 на 50.
«Мира» – универсальная история взросления, прощения и возможности показать свой взгляд на фильмы-катастрофы, которые ближе к норвежской «Волне». Здесь виден более умный и вдумчивый подход, чем в разухабистых и беззубых голливудских блокбастерах, где всё уничтожается, люди мрут, как мухи, а герои, как были иванушками-дурачками, так к финалу такими и остаются. «Мира» же задает ритм и помогает другим стать лучше, тоньше и показывает как играть с жанром. Герои взрослеют, они готовы к новым приключениям, и такие истории можно до бесконечности продолжать, как в кино, так и на онлайн-платформах.