«Одержимая»: как найти выход из дьявольской бани

В прокат вышел новый фильм от создателей картин «Спокойной ночи, мамочка» и «Сторожка» Северина Фиалы и Вероники Франц. «Одержимая» (Des Teufels Bad) накрепко связывает хоррор и драму, поражая красотой картинки и музыкой от Ани Пляшг, исполнившей главную роль. Полина Николайчук рассказывает, каким получилось кино, подогревающее споры о жанрах.


«Одержимая» / Des Teufels Bad (2024)

Режиссёр: Северин Фиала, Вероника Франц
Сценарий: Северин Фиала, Вероника Франц
Оператор: Мартин Гшлахт
Продюсеры: Георг Ашауэр, Беттина Прокемпер, Карлос Гестенхауэр, Барбара Хёбе, Ульрих Зайдль


Что делать с депрессией в 1750-м году? Это было так давно, но ощущается ближе, когда Северин Фиала и Вероника Франц начинают свой туманно-серый рассказ о девушке Агнес, которая мечтает завести свою семью, любить и быть любимой, и, само собой, родить ребёнка.

Счастливая девушка в начале фильма выглядит ещё совсем юной и сияющей, она открывает и изучает этот мир. В дорогу на свадьбу она собирает свои сокровища — засушенных бабочек и других насекомых. На лице Агнес сияет улыбка, а на небе ещё светит солнце, провожая невесту в новую жизнь — во власть новой семьи и милого мужа-бородача. Деревня гуляет, все радуются, костры горят, а традиции чтутся.

Всё меняется со сцены демонстрации дома молодожёнов: муж уводит жену глубоко в лес и показывает ей мрачное каменное строение — незнакомое ей, грубое, чужое. Кажется, именно в этот момент во всех эмпатичных людей закрадывается ощущение тревожности. В момент, когда уголки губ Агнес опускаются при виде этого отстранённого холодного жилища — пути назад нет. Так режиссёры хорроров «Сторожка» и «Спокойной ночи, мамочка» берут нас за руку и ведут вниз, на глубины депрессии и её проживания тогда, когда разводы казались дикими и просто не существовали, а душевные страдания не решались звонком специалисту и упаковкой таблеток.

Да, предсказуемо по сюжету, центральной темой фильма становятся проблемы семейной жизни, но не домашнее насилие, а отчуждённость между партнёрами. Трудности настигают героиню в первую же брачную ночь. С каждым днём и каждой ночью, что заботливый Вульф сторонится близости с женой, картинка тускнеет, как и лицо юной девушки, питавшей надежды на счастливый виток взрослой самостоятельной жизни.

Теперь жизнь Агнес — готовка под гнётом свекрови, контролирующей каждый шаг своей невестки и работа под её же надзором. Свобода хотя бы в некотором объёме обретается в церкви и на прогулках между деревьев. Однако не стоит ждать подобного тому, что недавно было показано в слэшере «Нежить». Австрийский лес выглядит максимально недружелюбным и угнетающим — вот-вот ветки зашевелятся и потянутся к горлу Агнес, а затем и к вашему, дорогой зритель.

Хоррор-составляющая фильма сводится к чувству безысходности, которое ложится на ваши плечи, и постепенно затягивается в тугой узел по мере превращения светлой и полной надежды улыбки Ани Пляшг в смех обезумевшей от личного горя женщины, потерявшей себя. Визуально дополняют ощущения лёгкий боди-хоррор и разлагающаяся плоть или разделывание мяса без стыдливого отведения камеры в сторону.

Саундтрек к фильму написан исполнительницей главной роли Аней Пляшг — в первую очередь известной в качестве певицы и композитора (Soap&Skin). Наравне с самой картинкой и завораживающими видами природы, которые снимались на натуре, жуть создаётся здесь именно за счёт музыки, которая играет на эмоциях зрителя, и без того сдавленного эмоциями от одержимости героини.

Можно обвинить фильм в прямолинейности и сухости повествования или в отсутствии атрибутов страха — кто-то даже называет это передачей на History Channel. Но всё зависит от вовлечённости смотрящего в происходящее, близости подобных состояний и давления, навязанного обществом и близкими. Если бы работа не была так виртуозно и кропотливо собрана создателями и прожита исполнителями в кадре и за ним, вряд ли бы её художественные достижения были так высоко оценены на Берлинском Кинофестивале, с которого лента Франц и Фиалы уехала с серебряным медведем.

«Одержимая» оставляет выжженную душу после просмотра и забирается под кожу и ногти, создавая ужас не на экране, но внутри самого зрителя, изучающего историю, но находящего отголоски происходящего в реальности. Хоррор в кадре создаётся единством сеттинга, музыки и талантливого исполнения главной роли. Можно даже дерзнуть и назвать Агнес Джокером прошлого, вот только смеяться совсем не хочется.

Share on VK
Полина Николайчук

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!

WordPress: 12.19MB | MySQL:115 | 1,048sec