«Не дыши: Начало»: у каждого свой ад
В кино вышел «Не дыши: Начало» – психологический триллер о владельце затерявшейся в лесах хижины, который не любит гостей, но если они все-таки появляются, старик рассказывает им истории, которые на самом деле гораздо глубже, чем могут показаться. Дмитрий Бортников рассказывает почему на новую картину со Стивеном Лэнгом стоит обратить внимание.
«Не дыши: начало» / Old Man (2022)
Режиссёр: Лаки Макки
Сценарист: Джоэль Вич
Оператор: Алекс Вендлер
Продюсеры: Кэмерон Бёрнс, Эшли Снид, Аарон Б. Кунц, Марк Сентер
В скрытой от лишних глаз хижине просыпается от кошмара старик и пытается найти сбежавшего пса, но в дверь стучат, и он вынужден отвлечься на незваного гостя. Им оказывается молодой человек – Джо, сбежавший от дум и проблем и наткнувшийся на домик старика. Вооружившись ружьем владелец сторожки задает Джо три вопроса, от которых зависит, сколько он ещё проживет на этом свете. Как он нашел хижину, не психопат и не убийца ли он, и самый страшный и важный – не является ли продавцом…
Как и создатели «Омерзительной восьмерки», авторы «Не дыши: Начало» знакомят зрителей со стариком с помощью его дома – чучела, мебель, варочная панель, оружие… Всё говорит о том, что перед вами человек, у которого было богатое и непростое прошлое, которое напоминает о себе и не даёт ему расслабиться и получать удовольствие от возраста и уединения. Получив «свободные» уши, старик тут же начинает рассказывать истории, как до этого делали герои «Трёх тысяч лет желаний».
Как он жил до этого, работал, охотился, как переехал в хижину, какой была его супруга – всё в его голове давно перемешалось, и понять, что является лишь вымыслом, с каждым новым пересказом становится всё сложнее. В моменты тишины, когда старик переводит дух, готовит кофе или проверяет оружие, его вынужденный собеседник/слушатель перехватывает инициативу и делится тем, что успел совершить на своем веку: о детстве, женитьбе, семейной жизни и о том, как они с дедушкой приезжали в эти места.
Фильм получился полноценным бенефисом Стивена Лэнга, который, начиная с «Аватара», задал планку для антагонистов и тех, кто только кажется таковыми. На самом деле это не всегда приятные люди но у них огромные сердца, которые могут среагировать на чужие проблемы и сложности. По ходу сюжета «Не дыши: Начало» он шутит, издевается, требует правды и даже «блаблабла» от него воспринимается так, что лучше сразу рассказать ему всё, как есть, а лучше даже приукрасить, чтобы дополнительных проблем с его стороны не получить.
«Не дыши: Начало» – головоломка, в которой можно нащупать зубы тигра из «Жизни Пи» Энга Ли, дождаться обрывочных воспоминаний из «Помни» Кристофера Нолана, а также быстро нарваться на жестокость франшизы «Не дыши» и досмотреть фильм из-за загадок уровня «Идентификации» Джеймса Мэнголда. Более чем полутора часов, правда, оказывается довольно много для разработанной концепции, и, несмотря на харизму старика и парочку твистов, в картине случаются провисы и «передышки» между «сказками» героев.
У каждого (как любят говорить богоугодные люди, чей представитель в «Не дыши: Начало» тоже есть) свой ад и только наши дела и поступки создают его таким, чтобы в него потом попали самые отъявленные грешники и те, кто не смог урезонить в нужный момент свои страхи, похоть и желание быть отмщёнными. И после того, как любая справедливость, даже надуманная, свершится, пусть всё горит вокруг и внутри синим пламенем. После такого можно и к «Не дыши» вернуться, и рассказать еще историй про слепого героя Стивена Лэнга, который и в дьявольском котле легко находит тех, кто творит несправедливость.