«Оверлорд»: Аусвайс на небо

В российский прокат вышел «Оверлорд», и мы не советуем пропускать нацисплотейшн на большом экране.


«Оверлорд» / Overlord (2018)

Режиссер: Джулиус Эйвери
Сценарий: Билли Рэй, Марк Л. Смит
Операторы: Лори Роуз, Фабиан Вагнер
Продюсеры: Джей Джей Абрамс, Линдси Вебер и Джо Берн
Дистрибьютор в России: «Централ Партнершип Paramount» (в прокате с 8 ноября)


6 июня 1944 года. Именно в этот день начался «Оверлорд» — самая крупная десантная операция в истории, открывшая второй фронт Второй мировой войны. Отряд морпехов под руководством капрала Форда десантируется на территории Франции, чтобы взорвать немецкую радиовышку и открыть каналы связи для союзников. До места встречи добираются жалкие остатки отряда — капрал да трое рядовых. Миссия слишком важна, чтобы медлить, подкрепления ждать неоткуда, а впереди солдат ждет не только превосходящая числом вражеская сила, но и жуткие плоды нацистских экспериментов — потерявшие разум неумирающие подобия людей, будущие вечные солдаты Тысячелетнего рейха.

Вот уже 21 год Рон Перлман твердит, что война не меняется, однако ее изображение в популярной культуре ощутимо преобразилось. Игры серий Call of Duty и Battlefield приучили целые поколения к тому, что война зрелищна и цветаста. И «Оверлорд» принимает правила игры, с ходу забрасывая зрителя во французское небо, ослепляя залпами зениток и отблесками горящих фюзеляжей, оглушая визгом моторов и лаем разрывающихся снарядов.

Режиссер Джулиус Эйвери долго держит градус милитари-экшна, даже напускает драматизма и не позволяет ни намека на гэг. Но не надо обманываться серьезной миной и по-солдатски короткими диалогами о смерти: «Оверлорд» — это самый настоящий нацисплотейшн, только с серьезным бюджетом и вылизанной картинкой. Да, фильм не идет проторенной тропой нацистских зомби-хорроров, которые уже давно не мыслят себя без комедийной жилки. Но и своих корней картина совершенно не стесняется. Например, в «Оверлорде» есть увечная логика, по которой солдат готов саботировать одну из важнейших военных операций ради поисков французского карапуза, которого встретил не более чем два часа назад. Или, скажем, открывающая сцена, в которой рядовых напутствует чернокожий сержант Ренсин (с широкой улыбкой Бокима Вудбайна), — это не анахронизм и не дань современным требованиям к касту. И Эйвери, и Джей-Джей Абрамс прекрасно знают, что чернокожие солдаты могли дослуживаться до звания сержанта лишь во Вьетнамской войне (считается, что первым среди равных был Эл Мэттьюс, впоследствии сыгравший сержанта Эйпона в «Чужих», 1986). Подобные условности, равно как и рассказанный на сложных щах сюжет о волшебной смоле, превращающей человека в неумирающую машину для убийства, — как раз в духе нацисплотейшна. И Эйвери, даже при отсутствии богатого опыта, уверенно и неторопливо раздувает жанровые меха. CGI в «Оверлорде» мирно уживается с практическими спецэффектами, а поклонники крови, мяса и торчащих из изувеченной плоти костей точно не будут обделены: режиссер знает меру, но рейтинг R фильму дали явно не за демонстрацию свастики. Даже актер Уайатт Рассел внезапно ощеривается брутальной солдатской харизмой.

Собственно, недостатков у фильма всего два. Первый — это протагонист Бойс в исполнении Йовано Адепо. Его скотски правильный персонаж теряется на фоне более выпуклых коллег, и актер не торопится компенсировать безликий характер Бойса маломальскими деталями. Второй недостаток — отсутствие внятного финального побоища. Что-то подобное так и просится на экран, чтобы вытянуть из кульминации все жилы, но фильм заканчивается хоть и не пшиком, но без эффектного «БАМ!»

«Оверлорд» не добавляет жанру новых оттенков, и даже в рамках формулы «зомби и нацисты» не являет невиданных идей. Тем не менее он уводит тяжелый плуг зомби-хоррора прочь от перепостмодернистских метафор, драмы и переосмыслений в сторону классического жанрового удовольствия. И одно это уже компенсирует затраты на билет в кино.

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter
WordPress: 12.36MB | MySQL:191 | 0,271sec