«Клаустрофобы: квест с того света»: в морг – значит, в морг
В прокат вышел медицинский триллер «Клаустрофобы: квест с того света». Дмитрий Соколов считает его пока что главным (и очень приятным) жанровым сюрпризом наступившего года. Почему? Все ответы в его рецензии.
«Клаустрофобы: квест с того света» / Play Dead (2022)
Режиссёр: Патрик Люссье
Сценарий: Саймон Бойес, Адам Мэйсон
Оператор: Мак Фискен
Продюсеры: Лукас Джарач, Брэдли Пильц, Йоханнес Робертс
Хлоя (Бэйли Мэдисон) – студентка, изучающая судебную медицину. Узнав, что её непутёвый брат Ти Джей (Энтони Тёрпел) влип в серьезную историю с ограблением банка, девушка понимает: единственный способ спасти родственника от тюрьмы – выкрасть из местного морга мобильник с компроматом. Уколовшись парочкой специальных препаратов, Хлоя успешно выдает себя за труп, проснувшись среди неопознанных тел. Всё, что теперь нужно – отыскать в комнате вещдоков телефон и тихо выбраться из морга. Проблема лишь в том, что местный судмедэксперт (Джерри О’Коннелл) очень не любит случайных гостей, и сделает всё, чтобы Хлоя числилась мертвой.
Патрик Люссье – режиссёр не самый известный, однако в жанре работает давно. Он был любимым монтажёром Уэса Крэйвена и работал с ним на многих проектах, включая «Крик», «Вампира в Бруклине», а также седьмой – самый новаторский – «Кошмар на улице Вязов». Правда, собственная режиссёрская карьера у Люссье не задалась: кроме 3D-ремейка «Моего кровавого Валентина» и (провального в прокате) безбашенного грайндхауса «Сумасшедшая езда» с Николасом Кейджем особо ярких фильмов в ней не было.
Тем удивительнее, что «Квест с того света», имея все шансы стать очередным второсортным триллером, выглядит настолько выверенным и цельным. Сценарий, написанный Саймоном Бойесом и Адамом Мэйсоном («Певчая птица»), весьма разнообразно обыгрывает потенциал главной локации, успевая за полтора часа несколько раз сменить акценты: будет опасная игра в прятки с коронером, блуждания по подвалам и тёмным коридорам, а под конец – эффектная перестрелка в пурпурном неоне. При этом сюжет не изобилует какими-то сногсшибательными твистами, и обходится без мистики.
Люссье легко генерирует саспенс во множестве ситуаций, сначала используя необходимость Хлои оставаться незамеченной, а затем всё чаще сталкивая героиню с хладнокровным и зловещим коронером. Здесь хочется отметить, что дуэль ключевых персонажей разыграна отлично: О’Коннелл отлично смотрится в роли злодея, и его мрачная уверенность идеально накладывается на беспомощность героини Мэдисон. С этой точки зрения «Клаустрофобы» временами напоминают «Парковку» – еще один эффектный фильм о противостоянии мужчины и женщины в большом, но замкнутом пространстве, хотя у Люссье действующих лиц ощутимо больше, и за счёт этого, динамика все полтора часа остаётся очень высокой.
Главное – на всём протяжении фильма Люссье умело поддерживает атмосферу всеми возможными способами. Например, активно используется расфокус, в нужных сценах придающий ощущение тесноты и сдавливающих стен. Холодные и приглушённые цвета морга сменяются всполохами фиолетового, когда действие перемещается в скрытый от посторонних глаз подвал. Тихие и аккуратные перебежки с места на место прерываются громыханием выстрелов в темноте. За кадром редко, но метко звучит пульсирующий синтвейв от Стива Мура (композитор «Гостя» и «Блаженства»). И, как всегда в хорошем фильме, множество мелких деталей складываются в одну большую картину, которая оседает в голове после титров.
Если вам хочется посмотреть на праздниках что-то кроме отечественных комедий или анимационных блокбастеров, «Квест с того света» – превосходный вариант для тех, кто предпочитает простые, но талантливо собранные триллеры. Новых границ в жанре Люссье не открыл (и вряд ли собирался), зато снял, пожалуй, свой лучший фильм за долгие годы.