«Полярный»: Собачку жалко

На Netflix вышел яркий боевик в духе «Джона Уика» от клипмейкера Йонаса Окерлунда, и мы не спешим присоединяться к разгромной критике.


«Полярный» / Polar (2019)

Режиссер: Йонас Окерлунд
Сценарий: Джейсон Ротуэлл по графическому роману Виктор Сантоса
Оператор: Пер М. Экберг
Продюсеры: Джереми Болт, Хартли Горенштейн, Роберт Кульцер и другие
Дистрибьютор: платформа Netflix (доступен с 25 января)


Харизматичный и немногословный Данкан Визла (Мадс Миккельсен) с грустью ожидает скорого юбилея: его работодатель считает, что после полтинника сотрудники должны отправляться на пенсию. Доктор, проверяющий все еще крепкого, но покрытого шрамами Данкана, рекомендует беспокоиться не о теле, а об экзистенциальных проблемах. Юрист заверяет, что проблем с деньгами у него не предвидится. Все бы хорошо, да только Данкан известен как Черный Кайзер — профессиональный киллер высочайшего класса (убивал людей в 99 странах). К отставке он скопил столько денег, что его начальнику, мистеру Блуту (Мэтт Лукас), выгоднее грохнуть стареющего убийцу, чем платить пенсию. На охоту за Кайзером отправляют разношерстную команду молодых и горячих коллег, но бывалый киллер без боя не сдается.

Зарубежные критики фильм единодушно хоронят (сейчас на Rotten Tomatoes у него жалкие 16%) — видимо, ожидали чего-то другого, хотя трейлер настраивал не на серьезную драму или чистый боевик, а на цветастое стильное зрелище. Все так и получилось, но с небольшим нюансом: «Полярный», оправдывая свое название, колеблется между историей в духе «Джона Уика» и разнузданным трэш-боевиком вроде «Адреналина».

Режиссер Йонас Окерлунд известен как клипмейкер, работавший с артистами в диапазоне от The Prodigy до Мадонны, и «Полярный» наследует клиповый стиль — короткие рубленые планы и монтажные склейки мелькают чересчур часто. Фильм Окерлунда — экранизация одноименного комикса Виктора Сантоса с небольшими изменениями. Оригинал был немногословным и серьезным графическим нуаром, в то время как Netflix-версия пестрит шуточками и яркими фриками-антагонистами.

Персонаж Миккельсена — усталый киллер в отставке — напоминает титульного героя «Джона Уика». На этом сходства между фильмами заканчиваются: у них разная интонация, стиль и подход к старорежимным боевикам. «Джон Уик» обогащает фильмы категории «Б» качественной режиссурой и тщательной продуманной хореографией, «Полярный» орудует в этом же сегменте, но у него другие цели — максимальная пошлость и веселый идиотизм. Для сомневающихся здесь даже есть метакомментарий: Черный Кайзер покупает себе собачку, которую случайно застреливает той же ночью. В общем, никакого «Джона Уика».

Под музыку deadmau5 персонаж Миккельсена вспоминает свое прошлое (череда кровавых флешбэков), грустит о настоящем и бодро несется в будущее. Данкан Визла в его исполнении вышел характерным, пусть как персонаж он и плосковат: никакой драмы и травмы, только чувство списанности в утиль. Темные усы, седеющая шевелюра и ближе к финалу — стильная повязка на глазу, как у Змея Плискина из дилогии Карпентера.

В качестве главного противника Кайзера выступает бывший босс в исполнении Мэтта Лукаса: британский акцент, родимое пятно на пол-лица и раздражающий темперамент. Его правая рука — femme fatale и бывшая коллега Кайзера, которая эффектно меняет цвет волос и прически при каждом новом появлении. Другие киллеры играют исключительно роль пушечного мяса: азиатка с колоритным мейкапом (Фэй Рен), рыжий русский с надписью «АДИДАС» на груди (Джош Круддас), молодая девушка, щеголяющая обнаженным телом (Руби О. Фи). В эпизодических ролях — Ричард Дрейфусс («Челюсти», 1975) и Джонни Ноксвил («Чудаки», 2000–2002).

Основная проблема «Полярного» заключается в том, что обозначено уже в названии: в зажатости между двумя крайностями. С одной стороны, это развеселая и отвязная фантазия на тему комиксов и фильмов для видеопроката. На это работают цветовые решения (местами — заснеженный нуар, но чаще — вызывающие кислотные оттенки), неприкрытое насилие и концентрация на женском теле. С другой стороны, «Полярный» — драма про киллера-пенсионера, которой отчаянно не хватает хоть какой-нибудь фишки. Единственное, что вытаскивает эту ипостась фильма — персонаж Ванессы Энн Хадженс, девушки с травматичным прошлым, которая подружилась с Черным Кайзером.

Следствие раздвоенности «Полярного» — избыточный хронометраж. Такие фильмы должны пролетать на одном дыхании, а потом восторженно пересказываться друзьям. Картину Окерлунда мог ждать культовый статус, но слишком уж часто повествование скачет с одной интонации на другую, и, к сожалению, в каждой из них «Полярный» хорош лишь наполовину. Впрочем, если вам для счастья достаточно фильма, в котором Миккельсен долго занимается сексом с молодой блондинкой, а потом с голой задницей скачет по морозу, расправляясь с отрядом киллеров, то смотрите не задумываясь.

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter
WordPress: 12.44MB | MySQL:206 | 0,289sec