Правила «Zомбилэнда»: Из чего сделан «Контрольный выстрел»
В прокат вышел «Zомбилэнд: Контрольный выстрел», в котором персонаж Джесси Айзенберга, как и в первой части, ведет список правил, чтобы выжить в условиях постапокалипсиса. Рассказываем о сиквеле с помощью собственного списка, порядка от которого ждать не стоит.
«Zомбилэнд: Контрольный выстрел» / Zombieland: Double Tap (2019)
Режиссер: Рубен Фляйшер
Сценаристы: Дэйв Каллахэм, Ретт Риз и Пол Верник
Оператор: Чон Джон-хун
Продюсеры: Гэвин Полон, Даг Белград, Дэвид Бернад и другие
Дистрибьютор в России: WDSSPR (в прокате с 24 октября)
Правило #1: Кардио
Первое и главное правило Коламбуса с 2009 года — «будь в форме». Оно едва ли вписывается в тренд бодипозитива, но факт остается фактом: чем быстрее бегаешь, тем меньше шансов у зомби тебя догнать. Кардио самого «Zомбилэнда», позволяющее держать тело фильма в тонусе, — его жанровость в китчевом изводе. Сиквел строится на столпах оригинала: юмор и живые мертвецы, да побольше. Не замахиваясь ни на что другое, не увлекаясь играми в мета-, деконструкцию, ревизию, «Zомбилэнд» гордится своей жанровой традиционностью, каждым кадром доказывая приверженность заветам зрительского кино.
Правило #3: Остерегайся туалетов
Вирус распространялся, зомби становились хитрее и постепенно поняли, что проще напасть на человека, когда он наиболее уязвим — например, в уборной. Создатели «Zомбилэнда» перенесли и эту заповедь в производство, не позволив себе эксплуатировать зрительскую любовь к первой части. Пусть мысли о сиквеле и возникли по следам успеха первого фильма, проект стоял на паузе десять лет не просто так. Хотя авторами первых версий сценария остались те же Ретт Риз и Пол Верник, бумаги ушли в утиль или перешли одноименному сериалу от Amazon Studios, который закрылся, не успев начаться. Не надеясь на успешность сиквела по инерции, Фляйшер и компания решили подождать, когда дуэт сценаристов закончит работу над «Дэдпулом» и сможет вернуться к «Zомбилэнду». И вот спустя годы фантастическая четверка выживальцев все еще вместе. Коламбус, Таллахасси, Вичита и Литл Рок обосновались в Белом доме, где пытаются жить обычной жизнью среди реликвий американской политики. Таллахасси (Вуди Харрельсон) продолжает изобретать новые способы расправы над нежитью и апгрейдить автомобиль, Вичита (Эмма Стоун) и Коламбус (Джесси Айзенберг) заняты личной жизнью, а малышка Литтл Рок (Эбигейл Бреслин) выросла и загрустила в замкнутом пространстве. Непостоянство сестер и недоверчивость к напарникам заставили их сбежать в поисках лучшего.
Правило #4 : Пристегивай ремень безопасности
У штурвала остался режиссер первой части Рубен Фляйшер, для которого «Добро пожаловать в Zомбилэнд» был дебютом в полном метре. С тех пор он успел снять криминальную комедию «Успеть за 30 минут» (2011), «Охотников на гангстеров» (2013) и прошлогоднего «Венома», который для многих стал разочарованием и отправил Фляйшера в зону турбулентности. Вернувшись в дом родной, режиссер делает все то же, что у него легко получалось в дебюте, но с удвоенной силой, азартом и куражом, доказывая свою состоятельность как жанрового мастера. Взяв на вооружение китч и гротескность, он не впадает в безудержный капустник по мотивам первой части (хотя именно такое впечатление могло сложиться по трейлерам). Фляйшер несется на полном ходу, но он крепко пристегнут к своему режиссерскому креслу, что не позволяет вылететь сквозь лобовое стекло.
Правило #31: Проверяй заднее сидение
Перед поездкой по пустому шоссе Зомбилэнда Фляйшер проверил, на месте ли Харрельсон, Айзенберг, Стоун и Бреслин, ведь чуть ли не главным компонентом успеха первой части был каст. Скорее всего, сериал по мотивам фильма не получил зеленый свет именно из-за подмены актеров: ТВ-продукт был верен заветам «Zомбилэнда», но имена и характеры примеряли уже другие лица, и ничего не срослось.
Сам Фляйшер в интервью лукавит, что кастинги ему не даются, но едва ли можно верить режиссеру на слово. В «Охотниках на гангстеров» (2013) он собрал звезд разной величины — от Шона Пенна и Джоша Бролина до Райана Гослинга, в «Веноме» поработал с Томом Харди и Мишель Уильямс, да и троих из квартета зомби-борцов (за вычетом Бреслин) растащил по другим фильмам. В сиквеле «Zомбилэнда» все четверо, несмотря на новые титулы, вернулись к своим ролям. На сегодня Стоун стала оскароносной актрисой, Бреслин сыграла в слэшере «Последняя девушка» (2015) и сериале «Королевы крика» (2015–2016), в послужной список Харрельсона добавились еще две номинации на «Оскар», родство с франшизой «Звездные войны» и ставший культовым сериал «Настоящий детектив» (2014). Айзенберг же дважды снялся у невротика Вуди Аллена и отметился в россыпи знаковых авторских проектов. Казалось бы, по статусу уже не положено пачкаться в крови и мозгах оживших мертвецов, но все актеры наперебой рассказывают, как им хотелось вернуться в мир «Zомбилэнда». Стереотипный набор персонажей ожил и стал уникальным за счет дьявольской харизмы актерского состава, выкручивающего трафаретные характеры на максимум и смачно хулиганящего в кадре.
Правило #2: Контрольный выстрел
Вернулись не только протагонисты, но и зомби (их стало больше), и любимая рубрика из оригинала: «Убийство недели/месяца/года». Правда, мертвецы и сами стали изобретательнее, а Коламбус подготовил новый список — теперь уже классификацию зомби: Гомер, Ниндзя, Хокинг и Т-800. В Зомбилэнде мертвецы бывают и быстрыми, и медленными, и страшными, и смешными в зависимости от настроения, но довольно часто среди угрожающей массы плотоядных тварей на первый план выходят зомби с характером (по человеческим меркам). Рядовой буллинг живых мертвецов четыре раза за фильм прерывается масштабными и динамичными экшн-сценами, самая камерная из которых сделана с головокружительной хореографией и кропотливой детализацией. Да и едва ли «Контрольный выстрел» можно упрекнуть в бедности аттракционных моментов: кровь, мозги, кишки, слоумо — все это толстым слоем размазано по экрану. Кроме того, в сиквеле наглядно показан переход от человека к твари гниющей.
Правило #6: Продолжай мечтать
«Zомбилэнд» — кино невероятно американское, и оно едва ли может существовать в отрыве от почвы, на которой взошло. Авторы мимоходом пытаются порассуждать на злободневные темы и пройтись катком по политике Дональда Трампа. Не зря фильм начинается в самом сердце демократии — Белом доме. В сегодняшней Америке, превратившейся в Зомбилэнд, реликвии не имеют значения. Подаренные револьверы, портрет Линкольна (ему заклеивают глаза, только бы праотец всего этого не увидел), конституция, Овальный кабинет, ботинки Элвиса Пресли, городок Беркли, хиппи-коммуны — в мире постапокалипсиса все это бесполезные безделушки. Герои от нечего делать глумятся над ними, пускают слезу при виде разоренного храма короля рок-н-ролла и выбирают нового президента из своего квартета, чтобы вернуть стране былое величие. Но что бы ни случилось — зомби, цунами или наводнения — американская мечта остается непотопляемой. Вся компания борется за свое право на нормальную, сытую и счастливую жизнь, гарантированную конституцией Штатов, даром что вокруг не люди, а сплошные мертвецы. Оплотом спокойствия и надежды становится старенький универсал «Понтиак», который был у матери каждого из героев. Как бы ни бил его Таллахасси, пытаясь оторвать зеркало, как ни старались бы персонажи найти средство передвижения получше, старый добрый надежный автомобиль раз за разом выручает американцев на пути к мечте.
Правило # 32: Радуйся мелочам
За всем этим отчетливо видно, как авторы гордятся своей развлекательной миссией. Это касается не только ветеранов «Zомбилэнда», но и прибывших новобранцев — корейского оператора Чон Джун-хуна, снявшего первую часть «Оно» (2017), и толпы актеров в эпизодических ролях: Зои Дойч, Люка Уилсона, Розарии Доусон, Томаса Миддлдитча и даже заглянувшего на огонек Билла Мюррея. Кажется, что каждый попадающий на площадку этого фильма моментально заражается вирусом залихватской зомби-комедии. Не преследуя амбиций сказать новое слово в жанре, сиквел действительно второй раз бьет в ту же мишень, умножая лучшие моменты первой части: больше мертвецов, больше героев, больше юмора и больше экшна. При этом авторы не забывают и о маленьких человеческих радостях вроде любви и дома. В каком-то смысле «Zомбилэнд: Контрольный выстрел» — это доброе семейное кино, проповедующее человечность, вечные ценности и право каждого на счастье. Даже если вокруг сплошные зомби.
Читайте также: