«Пиковая дама: Зазеркалье»: Школьная готика

В прокат вышла картина «Пиковая дама: Зазеркалье», сиквел фильма «Пиковая дама: Черный обряд» (2015). Новая история о популярном российском духе обращается к традициям не только американского хоррора, но и европейской готики.


«Пиковая дама: Зазеркалье» (2019)

Режиссер: Александр Домогаров – младший
Сценарий: Мария Огнева
Оператор: Алексей Стрелов
Продюсеры: Константин Буслов, Владислав Северцев и Дмитрий Литвинов
Дистрибьютор в России: WDSSPR (в прокате с 14 марта)


Оля (Ангелина Стречина) и ее младший брат Артем (Даниил Муравьев-Изотов) потеряли мать в дорожной аварии. Отец отправил их в элитную школу-интернат, расположенную в старинной усадьбе. Как и полагается подобным местам, дом оброс легендами о том, как сто лет назад здесь убивали детей. Осиротевшие Артем и Оля вместе с группой подростков решают вызвать перед зеркалом Пиковую даму и загадать ей желания. Дух дамы, жившей ровно в этом доме, является и наполняет быт школьников ужасом.

Последние несколько лет российский хоррор пытается выбить место в мировом кино, отыскивая верный баланс между национальной спецификой и понятными во всем мире сюжетами. Авторы «Зазеркалья» не стали продолжать городскую историю «Черного обряда», а перенесли известного персонажа российских детских страшилок в изолированное от окружающего мира здание. Это позволило режиссеру Александру Домогарову – младшему воспользоваться своим умением снимать страшные школьные истории (его короткометражка «Пустите детей» (2017) рассказывала о демонах, осаждающих учительницу) и вдохнуть в легенду новую жизнь. Так «Зазеркалье» не только продолжило кивать в сторону «Астралов», но и сделало шаг в сторону готической эстетики хорроров «Приют» (2007), «Лестница Иакова» (1990) и даже кинофраншизы «Гарри Поттер».

В фильме есть характерные для российских жанровых картин недочеты вроде сценарных недоработок или не слишком убедительной игры актеров, но режиссура Домогарова и визуальная часть (за которую нужно благодарить и оператора Алексея Стрелова, и всю команду постпродакшна) в состоянии перекрыть этот эффект. Если говорить о направлении, в котором движется отечественный хоррор, то «Зазеркалье» плотнее остальных приближается к мрачной сказке. Это школьная страшилка, в которой ветхий особняк вмещает в себя и боязливые ночные прогулки по коридорам, и кокетливое бахвальство (за него отвечает экспрессивный персонаж Анастасии Талызиной), и расправы разбуженного духа над самонадеянными подростками.

В поисках себя российский хоррор в новой «Пиковой даме» заступает на территорию классической готики и чувствует себя там неплохо. Внутри старого дома — пыльные темные углы, а снаружи — покрытые сухой листвой могилы. Из зеркала выглядывает злой дух графини Оболенской (Клаудиа Бочар), а где-то неподалеку ходит строгий директор школы (Дарья Белоусова). В попытках скрыться от обоих подростки преуспевают далеко не всегда. Истоптав тропы классического русского фольклора, российские кинематографисты теперь выходят к европейскому романтизму. Жанр живет.

Читайте также:

Рецензия на фильм «Невеста»
Рецензия на фильм «Рассвет»

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter
WordPress: 12.5MB | MySQL:215 | 0,355sec