«Маленькие чудовища»: Мама, папа, зомби, я
В российский прокат вышла сандэнсовская хоррор-комедия «Маленькие чудовища». Рассказываем, почему этот фильм про зомби не кажется большим прорывом в поджанре.
«Маленькие чудовища» / Little Monsters (2019)
Режиссер: Абе Форсайт
Сценарист: Абе Форсайт
Оператор: Лачлан Милн
Продюсеры: Джессика Колдер, Кит Колдер, Стивен Хутенски и другие
Дистрибьютор в России: LoonaFilm (в прокате с 10 октября)
Отряд лучезарных детсадовцев во главе с нерадивым дядюшкой одного из них и воспитательницей мисс Кэролайн (Лупита Нионго) отправляется на воскресную экскурсию на «Ферму удовольствий». В программе контактный зоопарк, мини-гольф и кровожадные зомби, сбежавшие с военной базы неподалеку, — стандартный пакет развлечений на выходные в Австралии. Пока мисс Кэролайн в одиночку борется с нежитью вилами и лопатой, военные утомленно спрашивают друг у друга, какие зомби сбежали на этот раз: быстрые или медленные? Медленные — а значит, повезло.
Сбежавший зомби на экране — верная примета социальной проблематики. В этот раз она тоже работает: живые мертвецы символизируют ужасы современной действительности и медиа. Грубость, буллинг, насилие, агрессия и все то, от чего хороший родитель всеми силами старается уберечь свое чадо, хотя бы временно.
Целая страна сжалась до одной нуклеарной семьи. И пусть рядовой зомби-апокалипсис на этот раз случился в Австралии, повестка там мало чем отличается от ситуации в Штатах или любой другой стране. Нионго второй раз за год примеряет роль матери, готовой перегрызть глотку любому, кто собирается причинить вред ее детям. Сильная и бесстрашная мисс Кэролайн одинаково хорошо поет Тейлор Свифт под укулеле, воспитывает малышей и убегает от мертвецов на каблуках. А кроме того, умудряется всех успокоить: зомби вокруг — нанятые актеры, гонки со смертью — всего лишь игра, а уже завтра можно будет обнять коалу. Названый отец, а пока просто дядя (неминуемое притяжение героев реализуется ближе к середине второго акта), — типичный кидалт. В фантазиях он играет в развалившейся еще шесть лет назад группе, но на самом деле играет в приставку на диване у сестры. Для него единственный способ повзрослеть — взять ответственность за другого, что он непременно и сделает. Использовав шаблонную расстановку сил в паре, авторы не привносят ничего нового в тему опасной ежедневной миссии опеки, а метафоры кошмаров XXI века довольно быстро исчерпывают себя. Там, где заканчиваются поиски смыслов, начинается аттракционный кураж зомби-комедии, но и тут создатели вместо американских горок предлагают лишь экскурсионный паровозик. Большая часть потасовок с восставшими мертвецами остается за кадром: пара случайно упавших голов, ленивая погоня на общем плане и желтое платье воспитательницы в крови. Даже поток шуток ниже пояса не особо добавляет обаяния происходящему.
«Маленькие чудовища» могли бы стать самодостаточной семейной зомби-комедией — хеппи-энд под добрую песню действительно способен очаровать самых чувствительных зрителей. Но рейтинг R («18+» в России) не способствует фамильным вылазкам в кинотеатр, да и зомби, что появляются на экране, едва ли декоративны и симпатичны. В остальном же фильму присуща детская наивность. Заявленной в названии реверсивности не случилось: показать детей как маленьких чудовищ-манипуляторов, переворачивающих жизнь любого взрослого, не вышло.
В целом глянцевая эстетика телевидения и поп-музыкальная стилистика наталкивают на мысль, что «Маленькие чудовища» — начинающая группа на разогреве у хедлайнеров октябрьского проката по части юмора и зомби — нового «Zомбилэнда». Во время выступления «Чудовищ» можно успеть сходить за попкорном и хот-догами.
Читайте также:
Нападение опоссума, кенгуру и ленивца: Лучшие австралийские хорроры