«Салум»: В разрыве традиций горящий след

«Салум»: В разрыве традиций горящий след

С 23 по 30 сентября в Остине, штат Техас, проходил Fantastic Fest. Невероятно яркий, мощный, наглый «Салум» стал одним из главных открытий смотра. Подробнее об этом удивительном фильме рассказывает Владимир Бурдыгин.


«Салум» / Saloum (2021)
Режиссер: Жан-Люк Эрбюло
Сценарий: Жан-Люк Эрбюло, Памела Диоп
Оператор: Грегор Коранди
Продюсеры: Йон Вангдаль Амас, Памела Диоп, Ник Форд и др.


Салум – регион в Сенегале, где-то 10-15 процентов от площади страны. Измерить точнее уже проблематично, почти вся территория – то ли вечно разлитая река, то ли мангровые леса и болота. Вплоть до середины XX века там существовало одноименное королевство, перманентно оккупированное то соседями по континенту, то заморскими гостями, но из-за особенностей ландшафта всегда выкарабкивавшееся из войны, последний король умер только в 1969. Предельно своеобразная местность даже по африканским меркам.

Жан-Люк Эрбюло вырос не в Сенегале, а в Конго. Так что для него Салум – тоже миф, terra incognita. В одном из интервью Жан-Люк рассказывал, как в детстве любил самурайские фильмы Акиры Куросавы, нуары Жан-Пьера Мельвилля, «Безумного Макса» Джорджа Миллера, триллеры Пак Чхан-ука. Помимо всего прочего прекрасного, каждый из этих режиссеров создал в голове у Жан-Люка четкий кинообраз своей страны. Так Эрбюло понял, что он хочет, а главное, может дать миру – такой же четкий кинообраз Западной Африки.

«Салум» — фильм именно что африканский, не французский, не американский, хотя режиссер успел пожить и поснимать и в Париже, и в Лос-Анджелесе. Переехав в Дакар, он вплотную приступил к исполнению юношеской мечты. Древние мифы далекого края, вездесущий криминал, колониальное прошлое (или настоящее?), социальный комментарий – в «Салуме» всего понемногу, но всё это работает в первую очередь на увлекательную историю, за всеми деревьями Эрбюло не забывает о лесе.

Чака, Рафа и Миднайт – наемники. Возможно, даже воры и убийцы, но здесь всё относительно. Лучшие друзья должны перевести добытый потом и кровью ценный груз с живым довеском из точки А в точку В. Естественно, не так пойдет всё, что только можно, так что им придется остановиться в том самом Салуме и попроситься на ночлег в лагерь отдыхающих. Несмотря на то, что место находится на краю света, там сразу же обнаруживаются и полицейский, и девушка, которая «все знает, но ничего не говорит», какие-то актеры, полный набор.

Мы привыкли думать об Африке, как о крае запредельной нищеты, кино оттуда – либо невыносимые социальные драмы, либо очень привлекательный, но все же трэш из Wakaliwood’a. Жан-Люк Эрбюло ломает этот стереотип об колено за считанные минуты, его уже сравнивают с Гаем Ричи, причем не в пользу британца. Его и правда много с кем можно поставить в один ряд – с Такаси Миике, с Ким Джи-уном, с ранним Алехандро Ходоровски, да мало ли ещё с кем, Но факт в том, что Эрбюло ни на кого не оглядывается и просто добивается своего – наносит на карту кино новый регион. Невероятно разнообразный не только тематически, но и жанрово – боевик, триллер, хоррор, драма, совершенно не важно, какой ярлык захочет нацепить на релиз прокатчик, – «Салум» возвещает на всю округу о том, что здесь наконец-то появился шериф, не новый, но первый. Этой наглостью невозможно не восхищаться.

«Я люблю кино, я дышу кино, «Салум» — моё признание в любви к Африке и… к кино» — говорит в одном из интервью режиссер. Верю каждому слову.

Share on VK
Владимир Бурдыгин

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!


ПЕРВЫЕ ВЕДЬМЫ. ПОТОМСТВО
WordPress: 11.94MB | MySQL:104 | 1,059sec