«Тьма: монстры за поворотом»: В черном-черном лесу
В российском прокате редкий международный гость — итальянский хоррор с британскими актерами, снятый целиком на английском языке. О том, что из себя представляет этот своеобразный микс — читайте в нашей рецензии.
«Тьма: Монстры за поворотом» / Shortcut (2020)
Режиссер: Алессио Лигуори
Сценарий: Даниэле Коши
Оператор: Лука Сантагостино
Продюсеры: Симона Ферри, Марко Темпера, Симон Браччи и др.
Автобус с пятью тинейджерами неспешно движется через окутанные дымкой поля. Въезжая в лес, водитель решает срезать дорогу — это решение, как и следовало ожидать, оказывается роковым. Угодив в простую, но эффективную ловушку, пассажиры оказываются в плену у местного маньяка. Главный любитель коротких путей едет дальше, а вот подростки спустя какое-то время обнаруживают себя на заброшенной военной базе. Дальше проблемы начинаются уже у самого преступника — как вскоре выяснится, на базе живет монстр, жаждущий сожрать непрошеных гостей.
Завязкой фильм Алессио Лигуори больше всего напоминает неофициальный ремейк второй части «Джиперс Криперс» — снова группа главных героев оказывается запертой в автобусе, снова их осаждает неизвестное чудовище. Но назвать «Монстров за поворотом» ленивой калькой нельзя: сценарий Даниэле Коши хоть и не предлагает каких-либо твистов, все же старается не зацикливаться на одной локации. Из тесного автобуса пятерка тинейджеров попадет в мрачные туннели военной базы, где сначала поиграет с монстром в прятки, а уж потом настанет время догонялок. И именно здесь особенно хорошо становятся видны как недостатки, так и достоинства картины.
Что касается первых, то очень бросается в глаза одномерность персонажей. Три мальчика и две девочки отличаются разве что визуально, и прописаны предельно шаблонно. Занда Эмлано, играющий жизнерадостного толстяка Карла, особенно упорствует в переигрывании, внося в происходящее комедийные нотки своим постоянными вскриками. Все остальные герои держатся строго в рамках знакомых типажей («ботанка», «крутой парень», «тихоня»), и ничего запоминающегося в этой галерее образов не будет. Зато историю, связанную с монстром и местом его обитания, расскажут достаточно подробно, здесь вновь на мгновение возникает тень франшизы «Джиперс Криперс», только уже первой ее части.
При этом самого монстра показывают рано, вокруг главных героев он будет маячить постоянно, то скрываясь в темноте, то внезапно появляясь из мрака, чтобы утащить кого-нибудь с собой. Жертв у чудовища, правда, будет немного, но зато сняты эти игры в кошки-мышки весьма атмосферно, с продуманной игрой тенями и яркой, даже густой, цветовой палитрой. Лигуори вообще стремится выдерживать очень серьезный тон, несмотря на временами пробивающийся подростковый юмор. Как ни странно, по большей части ему это удается — именно за счет густой атмосферы и красиво оформленных локаций. Оператор Лука Сантагостино умело выстраивает кадр, превращая однотипные коридоры, захламленные мусором кабинеты и лесные просеки в источники неизведанной опасности. Из действительно серьезных недостатков фильма можно отметить разве что недостаток саспенса в финальной схватке. Монстр, легко расправляющийся с взрослыми людьми, оказывается намного более уязвимым перед группкой испуганных тинейджеров — поворот хоть и кое-как объясненный в сюжете, но все же оставляющий в легком недоумении.
Но в качестве цельного произведения фильм все же оставляет скорее приятное впечатление. Да, он никак не станет откровением для поклонников жанра (и не претендует на него), и не содержит ровным счетом никаких новых идей, зато предлагает на полтора часа погрузиться в стильную страшную сказку про маленьких детей, потерявшихся в большом лесу.