Дети — это ад: рецензия на фильм «Реинкарнация: Пришествие дьявола»
В российский прокат выходит снятый для платформы Shudder мистический хоррор «Реинкарнация: Пришествие дьявола», уже успевший собрать немало лестных отзывов от критиков. О том, согласны ли в RussoRosso с зарубежными коллегами — читайте в нашей рецензии.
«Реинкарнация: Пришествие дьявола» / Anything for Jackson (2020)
Режиссер: Джастин Дж. Дик
Сценарий: Кит Купер
Оператор: Саша Морич
Продюсеры: Кит Купер, Джастин Дж. Дик, Крис Жиру и др.
Генри (Джулиан Ричингс, «Городские легенды», «Ведьма») и Одри (Шейла Маккарти) — пожилая пара, готовая на все, чтобы вернуть себе Джексона, недавно умершего внука. Похитив беременную девушку (Констатина Мантулос), Генри и Одри собираются использовать ее для проведения своего рода «обратного экзорцизма», поселив в еще не рожденном ребенке душу Джексона, чтобы он смог жить в новом теле. Чудовищный план, как водится, пойдет не так, причем не единожды, так что организаторам сатанинских ритуалов придется пожалеть о своей решимости.
Первое, что необходимо понять про этот фильм — перед нами не столько вариация классической истории в духе «Ребенка Розмари» или более недавней «Реинкарнации», сколько черная комедия, в которой довольно непривычно — для современных зрителей — соединяются страшное и смешное. Здесь почти нет привычных в комедийном хорроре гэгов или откровенно гротескных персонажей, зато есть ощутимый привкус абсурда, который становится все сильнее по мере того, как разворачивается история. Во многом это также заслуга прекрасных актеров на главных ролях. Маккарти и Ричингс очень убедительно изображают благообразных бабушку и дедушку, готовых в любой момент огреть невезучего гостя лопатой по голове. Из других персонажей стоит отметить ушлого торговца оккультными книгами в исполнении Джоша Круддаса, а также Беккер, жертву, которая под конец становится едва ли не главной героиней фильма.
Для канадца Джастина Дж. Дика это первый хоррор, но далеко не первый фильм в карьере — до этого он снимал в основном детские рождественские комедии. И кажется, работа с историями для детей заметно помогла Дику в выстраивании атмосферы фильма. То, что начинается как бытовой триллер о двух отчаявшихся людях, затем переходит в мистический хоррор о беременности и одержимости, щедро сдобренный мрачной иронией. За всем этим проглядывает серьезный вопрос, поднятый в фильме: действительно ли люди, готовые на все ради жизни своих детей, всегда правы? Что, если их желание вернуть себе ребенка — признак эгоцентризма, а вовсе не любви? Но эту проблему сценарий Кита Купера выводит на первый план лишь под самый конец и, к счастью, обходится без лобовых нравоучений.
Тем не менее, баланс хоррора и комедии не всегда выдерживается режиссером с достаточной точностью. В фильме очень мало поднадоевших в современном хорроре джампскейров, большую часть времени Дик с успехом полагается на плавное нарастание беспокойства, а также на образы монстров, взятые словно из вырезанных сцен классического «Полтергейста». Но в финальной трети, когда дело наконец доходит до ритуала, чувство стиля начинает изменять создателям фильма, и «Пришествие дьявола» (и фильм и процесс) становится больше похож на неряшливый сиквел «Врат», еще одного культового молодежного хоррора. Спасают положение все те же прекрасные актерские работы, и умение режиссера вовремя остановиться.
В итоге получился любопытный, пусть и не безупречный хоррор для тех, кто любит кладбищенский юмор, устал от однообразных слэшеров и готов погрузиться в историю, где верность стилю и настроению важнее динамики.