«Первая ведьма: Реинкарнация»: злой дух из тайского леса


УЖАС АМИТИВИЛЛЯ: МОТЕЛЬ ПРИЗРАКОВ

В прокат вышел таиландский хоррор «Первая ведьма: Реинкарнация», в котором странное поведение девочки заставляет всю семью поверить в древнее предание. Андрей Волков рассказывает о фильме, вспоминает «Изгоняющего дьявола» Уильяма Фридкина и напоминает о том, как важно не отдаляться от семьи и объединяться в тяжёлые времена.


«Первая ведьма: Реинкарнация» / Tee Yod (2023)

Режиссёр: Тавиват Вантха
Продюсеры:
Нарит Ювабун, Сурин Криттаяпонгпхан, Пиявади Малинонт и др.


Таиландские хорроры нечасто попадают в широкий российский прокат, несмотря на стабильный интерес многих зрителей к азиатским фильмам ужасов. Это внимание закономерно, ведь в отличие от американских и европейских представителей жанра, основанных на архетипичных хоррор-сюжетах, азиатские образцы восходят к фольклорным мотивам своих стран. В «Первой ведьме» Тавивата Вантха можно обнаружить пересечения с индонезийской школой ужасов, например, такими фильмами, как «Искушение женщины-демона» Ачкила Анвари и «Мистика на Бали» Х. Джут Джалила. Традиционного персонажа юго-восточного фольклора леяка (в индонезийском варианте) или пенанггалана (в малайской версии) тут нет, однако присутствует жуткая ведьма, живущая в чаще леса, а также внутренности жертв в тайнике посреди зарослей бамбука, из которых вселившийся в дочь фермера злой дух черпает силы.

Леяк (пенанггалан) — это ночной вампир, выглядящий причудливо и страшно одновременно. Это существо представляет собой голову с длинными зубами и жутким выражением лица, со свисающими внутренностями, которая летает по окрестностям и пьёт кровь у юных дев и детей. Следы влияния этого мифа можно проследить в облике духа из фильма Вантхи. Это женская фигура в чёрном и с жуткой улыбкой, которую дети фермера впервые увидели около зарослей бамбука на отцовском поле. По сюжету фильма, обычные духи не очень сильны и могут вселяться только в детей, однако лесной призрак достаточно могущественен для того, чтобы заполучить тело взрослого человека. От этого, впрочем, «Первая ведьма» не становится предсказуемым хоррором об одержимости. Вселение духа не имеет ничего общего с христианскими представлениями о потустороннем мире, на которых основаны сюжеты европейской и американской мистики. Как и малайский вампир пенанггалан, злодей из фильма Тавивата Вантхи днём спит, поэтому дочь фермера в это время ведёт себя более-менее обычно. Зато ночью дух пробуждается и передвигается в ночной тиши дома в обличии жертвы, усыпляя шёпотом людей.

Большая продолжительность фильма (115 минут) может создать иллюзию, что лента Вантхи затянута, однако это не так. Действие в «Первой ведьме» неторопливое и не содержит привычных для поклонников азиатского хоррора кровавых дикостей. Режиссёр отошёл от динамичного сюжета своих прежних жанровых лент («Бангкокский зомби-кризис», «Длинный уик-энд») и теперь предпочитает постепенно подготавливать зрителя к кошмару, искусно нагнетать напряжение и выстраивать сюжет не на демонстрации проявлений сверхъестественного, а на ожидании таких сцен.

Постановщик обыгрывает немало штампов хорроров про одержимость, сложившихся в западном кино благодаря коммерческому и критическому успеху «Изгоняющего дьявола» Уильяма Фридкина. В ленте Вантхи родители девушки долгое время вовсе не верят, что с ней что-то не так, списывая странности её поведения на усталость и болезнь. И лишь другие дети, особенно сёстры, постепенно понимают, что в их родственницу вселилась какая-то нечисть. Отличной с точки зрения саспенса становится сцена, где младшая сестра рассказывает старшей о том, что было ночью в её спальне — одержимая девушка смотрела на неё с кровати и улыбалась жуткой улыбкой, совсем как виденный ими у зарослей бамбука дух. При этом маленькая девочка рисует страшную рожицу на земле, а режиссёр добивается напряжения без прямой демонстрации ужаса, ведь воображение зрителя подскажет ему куда более страшные кадры, чем способен придумать любой мастер спецэффектов.

Немалое место в ленте занимает семейная тема. Почти обо всех членах семьи зритель знает чуть больше информации, чем того требует сюжет, что сближает фильм с кинороманом. Отец, например, недоволен, что его старший сын Як ушёл в армию, а не остался работать на ферме. Яка также недолюбливают и братья, ведь им пришлось работать вдвое больше, чтобы вовремя собирать урожай. Поначалу Як кажется несерьёзным парнем, повесой, однако постепенно зритель поймёт, что Як может быть собранным, когда нужно. Он смелый, умеет смотреть правде в глаза и единственный из всех членов семьи может не подчиняться диктатуре отца, а бросить ему вызов.

Злой дух «Первой ведьмы» питается разладом в семье, стремясь настроить отца и мать против детей, выставив одержимую дочь жертвой оговора со стороны зловредных братьев и сестёр. В отличие от христианских демонов, дух активно пользуется магией, вызывая видения, создавая копии членов семьи, чтобы запутать людей, дезориентировать их. Провоцируя раздор, сущность защищает себя, ведь, как покажет последняя треть фильма, призрак страшится объединения против него, ибо не может противостоять всем одновременно. Ближе к финалу зритель осознает и логику драматургии фильма. Режиссёр много времени уделял взаимоотношениям членов семьи, как будто специально растягивая повествование, чтобы привести к выводу, что только семья даёт человеку силы. Как объяснял главный герой «Простой истории» Дэвида Линча на примере тростинки и пучка палочек — одну тростинку несложно сломать, но попробуй переломи весь пучок!

Возможно, недостаточно индивидуализирован третий брат — его образ служит разве что для усиления позиции основного противника Яка, недовольного тем, что старший брат их бросил и сбежал в армию, на лёгкую службу, как он считает. Но зато хорошо прописаны другие второстепенные герои — сержант, старший товарищ Яка, и пожилой экзорцист. Они знают о хитрости злого духа и отважно вступают с ним в бой при помощи буддистской религии. Если зритель заскучает в первой половине ленты, где режиссёр сделал упор на взаимоотношения персонажей друг с другом в попытке раскрыть их характеры, то вполне останется доволен второй половиной фильма. Тут и жуткие ритуалы старой ведьмы, и полная сюрреалистических образов поездка в больницу через ночной лес, и, конечно, кровавый финал.

У Тавивата Вантхи получилось уравновесить драматическую первую часть фильма и мистическую вторую. Итогом его трудов стал неторопливый, но качественный хоррор, с хорошо прописанными персонажами, где история про одержимость тесно вплетена в семейную драму. Не столько злые духи страшны, сколько равнодушие друг к другу, которое позволяет не замечать зло до тех пор, пока оно не окрепло. И не всегда могущественное зло можно остановить. Увы, реальная жизнь редко похожа на голливудское кино, где в финале даже дьявол будет посрамлён, а жертва обязательно спасётся.

Share on VK
Андрей Волков

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!

WordPress: 12.02MB | MySQL:110 | 0,716sec