«Паранормальное»: Лавкрафт неприятно лезет под кожу
RussoRosso пытается объяснить, почему выходящее в прокат «Паранормальное» выдающегося дуэта Джастина Бенсона и Аарона Мурхена — один из главных жанровых фильмов года.
«Паранормальное» / The Endless (2017)
Режиссеры: Джастин Бенсон, Аарон Мурхед
Сценарий: Джастин Бенсон
Оператор: Аарон Мурхед
Продюсеры: Джастин Бенсон, Аарон Мурхед и другие
Дистрибьютор в России: «Экспонента» (в прокате с 19 июля)
Братья Джастин (Джастин Бенсон) и Аарон (Аарон Мурхед), десять лет назад чудом сбежавшие из секты кастрированных свидетелей конца света и инопланетного разума, получают по почте видеокассету со странным посланием от членов культа. За ответами они решают ненадолго вернуться в общину, но на месте выясняется, что кассету им никто не высылал, а на территории лагеря творятся действительно странные и жуткие вещи.
Когда к своему третьему фильму режиссеры не то чтобы не выходят из зоны комфорта, но начинают снимать самих себя в главных ролях и с пугающе автобиографическими деталями (мать Джастина Бенсона покончила с собой перед съемками), то это скорее тревожный сигнал. К счастью, зона комфорта и сила творческого союза Бенсона и Мурхеда такая, что позволяет им из ничего придумывать самые необычные жанровые картины, которые по духу ближе к хоррорам, но хватает в них всего, даже комедии. Эта же самая зона комфорта позволяет им безупречно существовать в кадре, глупо шутить, ругаться и тянуть на своих плечах практически двухчасовой сценарий с обилием диалогов и допустимой долей импровизации.
Ни одна из работ дуэта не похожа на приятное, но вторичное оммаж-кино; в интервью друзья сетуют, что и цитировать-то им, в отличие от братьев по цеху, особенно нечего — в глубины жанра они никогда не погружались. И если «Весну» (2014) еще как-то можно было уложить в понятную, но неполную формулу «Ричард Линклейтер на вечерней прогулке с томом Лавкрафта», то для «Паранормального» довольно сложно подобрать четкие кинематографические ориентиры, как и подходящие слова. По ощущениям это, конечно, скрытно зловещее слэкер-кино о бездельниках с обязательным роуд-трипом, странными персонажами и разговорами на вроде бы отвлеченные, но важные для понимания и развития характеров темы. Вокруг этой кажущейся расслабленности постепенно и по-хорошему старомодно смыкается непознанное и необъяснимое. Члены культа слишком добры и до отвращения улыбчивы, территорию общины окружают небольшие глиняные столбы вроде бы природного происхождения, знакомые вещи появляются в неправильных местах — все эти небольшие и сами по себе нестрашные детали постепенно складываются в общую довольно мрачную картину и начинают неприятно лезть под кожу.
Жанр оккультного кино при этом не терпит минорных интонаций — оно вроде бы и существует ради гнусных подробностей, перевернутых крестов, армии саранчи и творящих немыслимое обезумевших людей. Но Бенсон и Мурхед делают шаг в сторону от традиции и не упиваются жестокостью и символикой, а для начала вместо детективного любопытства предлагают другой фундамент зрительской эмпатии. Конечно, герои хотят узнать, что же, черт возьми, на самом деле было на той видеокассете, но толкают их в сторону бывшей «семьи» совсем другие причины. Жизнь в мире простых людей обернулась для братьев горьким десятилетним разочарованием, полным безразличия и неприкаянности, плохой еды и нищеты. В общине не хватало благ цивилизации, но было место заботе и чувству плеча. Впрочем, взаимоотношения Джастина и Аарона сами по себе напоминают культ внутри культа, где старший брат полностью контролирует и терпеливо промывает мозги младшему. Этот раскаленный конфликт требует драматического разрешения, вопросы — пугающих ответов. И если в первом можно быть уверенным, то всеобъясняющих решений загадок «Паранормального» ждать не стоит, иначе какой же это лавкрафтовский ужас, тем более настолько хороший.
Единственный технический момент — перед походом на «Паранормальное» неплохо сделать домашку в виде просмотра дебютной «Ломки» (2012) Бенсона-Мурхеда, которой просто не повезло выйти в одно время с «Хижиной в лесу». Это не спойлер или необходимость, но приятное дополнение, к слову, куда более впечатляющее, чем собирание по хронологии фаз марвеловской луны.
Читайте также:
Джастин Бенсон и Аарон Мурхед — о «Паранормальном», ностальгии как болезни и Алистере Кроули