«Другой»: Мама рыла яму
Полнометражный хоррор-дебют Ли Кронина, выпущенный А24, приковал к себе внимание любителей жанра. Разбираемся с неочевидными достоинствами ирландского фильма про жуткого ребенка.
«Другой» / The Hole in the Ground (2019)
Режиссер: Ли Кронин
Сценарий: Ли Кронин и Стивен Шилдс
Оператор: Том Камерфорд
Продюсеры: Конор Бэрри, Джон Кевилл, Бенуа Роланд и другие
Дистрибьютор в России: «Экспонента» (в прокате с 21 марта)
Молодая мать Сара (Шана Керслэйк) бежит от абьюзивных отношений, прихватив с собой сынишку (Джеймс Куинн Марки). Новая жизнь должна начаться в ирландском захолустье: в уединенном доме, на котором нет номерной таблички. Как водится, ничего хорошего ждать не стоит: по дороге персонажи встретят странную женщину в капюшоне, шепчущую что-то едва различимое и странно поглядывающую на ребенка. Несчастливая семейная жизнь с мужем, буквально отпечатавшаяся на лице Сары (за челкой девушка скрывает внушительный шрам), заканчивается, но начинаются новые проблемы. Неподалеку в лесу находится огромная яма, куда проваливаются комья земли, — однажды сын Сары пойдет погулять и вернется уже не тем, кем был.
От компании А24 уже давно принято ждать качественных инди-хорроров: например, прошлогодняя «Реинкарнация», в которой сплелись античные сюжеты про судьбу и рок, семейные ужасы и причудливый оккультизм, стала хитом. После показа на «Сандэнсе» чуть меньше месяца назад «Другой» получил благосклонные отзывы критиков, но в сравнении с «Реинкарнацией» он выглядит несоизмеримо проще — тут нет такого масштаба темы и замаха на переосмысление жанровых канонов.
В этом плане полнометражный дебют Ли Кронина кажется бедноватым в контексте повального увлечения медленными фестивальными хоррорами — «Февраль» Перкинса и «Ведьма» Эггерса, тоже выпущенные в прокат А24, больше подходят для разговора о том, как трансформируется кинематограф ужаса в последние годы. Впрочем, фабульная простота «Другого» делает его только лучше: можно сколько угодно сравнивать фильм с «Бабадуком», но он все же ближе к простым фольклорным сюжетам про подменышей, чем к увесистым психоаналитическим конструктам.
Это не было бы комплиментом, если бы не действенные кинематографические особенности «Другого»: благодаря меткому цветовому решению почти все сцены отдают отчетливым земляным привкусом. Коричневато-темное освещение дома сочетается со свинцовым ирландским небом и голым сумрачным лесом. Ни в один момент фильма нельзя почувствовать себя полностью расслабленным.
Сценарий, написанный режиссером в соавторстве со Стивеном Шилдсом, конечно, не избегает клише, присущих фильмам про жутких детей, но и не скатывается в один сплошной джампскейр. Ребенок здесь и вправду криповый: до подмены он производит впечатление обычного маленького тихони, а после его лицо превращается в неестественно застывшую маску. По ночам мальчик жрет пауков, бродит по дому с неясными намерениями, а из-за двери его комнаты слышится мерзенькое хихиканье. Здесь, конечно, надо отдать должное начинающему актеру Джеймсу Куинну Марки.
Другой центр истории — его мать Сара, живая и пугающаяся. Травмированная отношениями с мужем и внезапной переменой в ребенке, она постепенно находит в себе силы даже для того, чтобы заглянуть в глубины ада (последняя треть фильма может напомнить дилогию «Спуск»). За образ стоит благодарить молодую актрису Шану Керслэйк — широкому зрителю она незнакома, но на родине ее называют ирландской Скарлетт Йоханссон (мимолетное внешнее сходство действительно есть). С другими актерскими работами все тоже здорово: каст состоит преимущественно из ирландцев, хотя в роли самой зловещей женщины тут неожиданно наводит шороху Кати Оутинен, любимая актриса Аки Каурисмяки.
У Кронина получилось создать параноидальное и пугающее зрелище — скромное по размаху и амбициям, но отлично работающее как жанровое кино. И даже толстая метафора (та самая яма при съемке с высоты напоминает огромный глаз чудовища) кажется уместной. Это бездна, в которую не стоит вглядываться, если не хочешь ответного взгляда. «Другой» вряд ли станет новой вехой в развитии хоррора, но на фоне нескончаемых разговоров об интеллектуальной составляющей кинематографического ужаса вполне может стать приятной отдушиной.
Читайте также:
Лесные приключения и пригородный мрак в новом ирландском хорроре