«Человек, который убил Гитлера и затем снежного человека»: Кому нужны герои
8 февраля в ограниченный прокат США и на VOD вышел «Человек, который убил Гитлера и затем снежного человека». И это сочетание медленной мелодрамы и эксплуатационного кино — одно из самых оригинальных за последнее время.
«Человек, который убил Гитлера и затем снежного человека» /
The Man Who Killed Hitler and Then The Bigfoot (2018)
Режиссер: Роберт Кржиковски
Сценарий: Роберт Кржиковски
Оператор: Алекс Вендлер
Продюсеры: Шакед Беренсон, Роберт Кржиковски, Лаки МакКи и другие
Старик Кельвин живет неприметно. Он выгуливает пса, носит одну и ту же обувь, в которой что-то давит на ногу, и ходит стричься к брату, но никак не может выбраться с ним на рыбалку. Когда на Кельвина нападают хулиганы, он не планирует сопротивляться и готов отдать всё, пока они не добираются до кошелька: в нем мужчина хранит фото бывшей возлюбленной. Грабеж заканчивается неудачей, а зритель узнаёт, что в старике все еще много сил. Флешбэки показывают, что в молодости Кельвин ходил к шаману, а после — участвовал в секретной операции и убил Адольфа Гитлера. Как видно по тяжелому взгляду ветерана, счастья и гордости он не испытывает. Вскоре к нему приходит ФБР и объявляет, что Кельвин снова нужен правительству: в Канаде появился бигфут, зараженный мутировавшей формой чумы, которая грозит смертью всему живому. Чудом главный персонаж оказывается среди тех, чья кровь способна сопротивляться болезни, а его предыдущие заслуги вдобавок к этому делают Кельвина идеальным охотником за больным и опасным существом.
Фильм с названием «Человек, который убил Гитлера и затем снежного человека» намекает на разудалый эксплотейшн с нацистами, суровым протагонистом и заявленным в названии мифическим существом. Но уже после первых отзывов с фестивалей и трейлера стало ясно, что стиль в этом кино будет совсем иным. В своем полнометражном дебюте сценарист и режиссер Роберт Кржиковски работает скорее с эстетикой слоубёрнера и мелодрамы. История Кельвина — это сентиментальная медитация на тему хрупкости судьбы обычного человека (а вовсе не героя). В фильме переплетаются две сюжетные линии: одна — про Вторую мировую войну и секретную операцию по уничтожению фюрера, другая — про одинокую старость ветерана и новую тайную вылазку, на этот раз против бигфута. Обе части сюжета объединены страданием Кельвина, которое мощнее всего воплощается в истории его неудавшейся любви к школьной учительнице.
Печальная мелодрама с навязчиво слезодавильной музыкой, работая в контрасте с названием фильма, подкупает неожиданной оригинальностью. Кржиковски последовательно подрывает зрительские ожидания, которые обычно возникают в связи с сюжетами о героях-одиночках. Ради чего сражается Кельвин? Кто его враги? Бигфут, например, не ест мясо и не планирует нападать на людей, ему лишь не повезло оказаться носителем опасной заразы. И даже про убитого Кельвином Гитлера в финале появляется новая информация. При этом меланхоличная мелодрама хоть и доминирует в сюжете, не вытесняет экшн: обе титульные схватки происходят в кадре — резко и жестоко, как и принято обращаться с жанровыми элементами в наиболее эффектных слоубёрнерах.
Лучше понять замысел Кржиковски могут помочь два диалога. В начале фильма Кельвин вслух рассуждает про старые порванные и обожженные доллары: он говорит, что правительство в итоге утилизирует их, чтобы заменить молодыми и хрустящими. Мысль углубляется в рассказе возлюбленной главного персонажа, который звучит уже в финале (вряд ли его пересказ можно счесть спойлером). Учительница рассказывает о мальчике, который играл в войнушку на стороне «плохих» и в какой-то момент упал и поцарапался. Все дети остановили игру, чтобы проверить, как он себя чувствует. Но один мальчик из «хороших» решил продолжить, он «убил» всех и победил. Кельвин заметил, что такие дети и становятся большими боссами и президентами. Зрителю остается сопоставить этот анекдот с историей жизни нерешительного американского ветерана, который выиграл или не выиграл войну, спас или не спас мир от чумы, но так и не решился наладить собственную жизнь.
«Человек, который убил Гитлера и затем снежного человека» умудряется сочетать чрезмерность в деталях с неспешной грустью, не впадая при этом в глупость и не греша банальностью. Кино использует набор клише, но не застревает ни в одном из них. В своей экзотике это чуть ли не самая необычная отповедь мифам о героизме за последние несколько лет.
Читайте также: