«Тихое место: Азраэль»: бесстрашное безмолвие


ЗАМОК ДЬЯВОЛА

В российский прокат выходит экшн-хоррор «Тихое место: Азраэль» о том, как немая Самара Уивинг сражается с сектантами посреди огромного леса. Подробности о фильме читайте в рецензии Дмитрия Соколова.


«Тихое место: Азраэль» / Azrael (2024)

Режиссёр: И. Л. Кац
Сценарий: Саймон Баррет
Продюсеры: Саймон Баррет, Дэйв Каплан, Дэн Каган, Джейсон Клот и др.
Оператор: Март Таниэль


Азраэль (Самара Уивинг) — отшельница, живущая вместе со своим парнем Кенаном (Нэйтан Стюарт-Джаррет) в лесу. Их безмятежный быт резко нарушается, когда в округе появляются культисты, разыскивающие жертв для зловещего ритуала. Фанатики похищают Кенана и Азраэль, но раненой девушке чудом удаётся сбежать. Сектанты бросаются в погоню, но Азраэль не собирается отсиживаться в зарослях: едва восстановив силы, она решает вызволить Кенана, и отправляется прямиком в лагерь загадочной секты, члены которой поклоняются темным силам, населяющим местные леса.

«Азраэль» — отличный пример того, как из минималистичного концепта выжать максимум креатива. Режиссёр И. Л. Кац (известный по чёрной комедии «Дешёвый трепет» и сиквелу хоррор-антологии «Азбука смерти») вместе со сценаристом Саймоном Барретом (автор «Тебе конец!» и «Гостя») создали динамичный фильм о возмездии, гармонично соединяющий мистику, саспенс и экшн. Самара Уивинг, в свою очередь, превосходно справилась с ролью немой выживальщицы, яростно сражающейся с толпами озверевших сектантов. Так что, будучи малобюджетным фестивальным хоррором (премьера состоялась в марте на техасском South by South-West), «Азраэль» смотрится пободрее многих мейнстримных боевиков, а погони и перестрелки здесь плавно переходят в схватки с демоническими людоедами.

Ключевая интрига в сюжете построена на том, что никто из персонажей (за редчайшим исключением) в фильме не разговаривает, а причины тотального молчания долгое время обозначаются лишь смутными намёками. При этом общий контекст понятен без лишних слов, и благодаря акценту на действиях «Азраэль» с первых же сцен набирает высокий темп, сохраняя его до финальных титров. В этом смысле фильм Каца напоминает «Последнюю битву», культовый постапокалиптический экшн Люка Бессона, где герои тоже борются друг с другом в суровом молчании. Но сценарий Баррета строится на заигрываниях с мистикой, так что «Азраэль» отнюдь не выглядит бледной копией классики.

Умело задействовав потенциал локации, режиссёр и сценарист насыщают сюжет плотным потоком событий, не давая героине опомниться. Азраэль постоянно под угрозой, ей необходимо думать быстро, а действовать – еще быстрее. Она то и дело бежит, прячется, попадает в ловушки, метко стреляет, спасается в последний момент и вообще не теряет ни секунды экранного времени. Талантливый оператор Март Таниэль (это он снял эстонский фолк-слоубернер «Ноябрь» и нашумевшую драму «Капитан Волкогонов бежал») одинаково стильно показывает и рукопашные поединки, и бешеные перестрелки в ночном лесу. Кац использует все возможности для саспенса, то и дело подкидывая героине новую порцию испытаний. Ведь леса опасны не только вооружёнными сектантами: здесь обитают покрытые пеплом каннибалы, которых местные жители и пытаются время от времени умилостивить человеческими жертвами.

Если в моменты перестрелок с культистами «Азраэль» похож на лихой боевик, то сцены с обожжёнными дикарями — сочнейший каннибальский хоррор. До смерти напуганная девушка сначала прячется от монстров в развалинах, но рано или поздно ей придется с ними сразиться — и эпизод ночной драки на огромном дереве выглядит роскошно. Людоеды двигаются с изломанным изяществом ромеровских зомби, но в нужные моменты ловко карабкаются по веткам, и с аппетитом выгрызают ещё теплое мясо прямиком из откушенной головы. Экшн, кстати, в фильме достаточно реалистичный: Азраэль использует преимущества местности и не ломится напролом сквозь толпу врагов, но даже бой один на один даётся ей нелегко. А в какой-то момент ей придётся ползать в узких подземных туннелях, задыхаясь от недостатка кислорода и рискуя быть похороненной заживо. В общем, на природе не соскучишься.

На общем фоне слегка коробит разве что скомканный финал, когда Азраэль (имя, конечно, символическое — так в христианских апокрифах называют ангела смерти) сталкивается с беременной главой культа. Хотя вся мистика получает разумное — даже прозаическое — объяснение, последняя сцена выглядит эффектным, но избыточным замахом на религиозный хоррор, без которого вполне можно было обойтись. Впрочем, ни цельности, ни прочих достоинств финал никак не обнуляет, лишь слегка смещая фокус ради шок-контента.

«Азраэль» определённо стоит смотреть всем, кто любит простые, но эстетически выверенные хоррор-боевики. Самара Уивинг вновь показала высокий класс актёрской работы, сыграв внешне хрупкую, но внутренне сильную героиню, готовую идти по трупам ради мести и свободы, а Кац грамотно использовал её талант в фильме, построенном на выразительной мимике и «контактных» экшн-сценах. «Азраэль» никак и нигде не претендует на новое слово в жанре, но саспенс, стиль и смерть здесь сноровисто собраны воедино — и для хорошего хоррора этого достаточно.

Share on VK
Дмитрий Соколов

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!

WordPress: 12.01MB | MySQL:113 | 0,719sec