«Гремлины: Хранители леса»: красных карликов бояться — в лес не ходить
В прокат выходит фолк-хоррор «Гремлины: хранители леса», в котором маленькие монстры в ирландской провинции устраивают (не)добрый приём городским жителям. О том, каким получился новый фильм Джона Райта («Грэбберсы»), читайте в рецензии Дмитрия Соколова.
«Гремлины: Хранители леса» / Unwelcome (2023)
Режиссёр: Джон Райт
Сценарий: Марк Стэй, Джон Райт
Оператор: Хэмиш Дойн-Дитмас
Продюсеры: Пьерс Темпест, Питер Тач, Лорен Кокс
Пережив бандитское нападение в Лондоне, семейная пара Джейми (Дуглас Бут) и Майя (Ханна Джонс-Кэймен) решают сменить враждебный мегаполис на тихую ирландскую деревню. Переехав в дом, доставшийся от родственницы, молодые люди узнают о том, что бывшая хозяйка имела традицию каждый день оставлять на заднем дворе угощение для Красных Колпаков — волшебных существ, живущих в местных лесах. В обмен на тарелку с едой, лесные жители охраняют дом и его обитателей, а при случае Колпаков можно попросить и о чем-то более серьезном… но цена будет соответствующей. Вскоре Майя и Джейми убедятся, что легенда о жутковатых обитателях леса – вовсе не плод фантазий деревенщин, и семье придётся налаживать отношения с опасными соседями.
Джон Райт описывал фильм как гибрид «Соломенных псов» и «Гремлинов», и эта формула неплохо передает суть сюжета. Причём основной акцент сделан не столько на комедийной составляющей (хотя она тут присутствует), сколько на экшне, но до поры до времени «Хранители леса» выглядят как неторопливый, местами нарочито медленный, мистический хоррор. По мере того как Джейми и Майя знакомятся с колоритом ирландской провинции и обустраивают дом, напряжение в отношениях с местными растёт. В какой-то момент может показаться, что фильм начал буксовать, поскольку монстров практически не показывают, а сценарий чрезмерно фокусируется на ремонте крыши, болтовне в пабе и семейных дрязгах, но это не более чем затишье перед бурей: как только конфликт между двумя семьями становится серьезным, на сцене появляются те самые Красные Колпаки.
С этого момента «Хранители леса» превращаются в кровавый и динамичный хоррор о вторжении в дом. Местные, решив жестоко наказать Джейми и Майю, сами становятся жертвами своего гнева, когда орда злобных зелёных человечков начинает преследовать их повсюду. Кровавый беспредел чаще напоминает даже не «Гремлинов», в которых людей всё-таки не убивали направо и налево, а более мрачную версию культового хоррора «Врата». И пусть число жертв невелико, зато все убийства сняты олдскульно, без топорного CGI и стыдливых отворотов камеры в сторону. Сами монстрики, кстати, здесь сыграны людьми в костюмах, и это выглядит не вынужденным (от безденежья) шагом, но продуманным решением, призванным подчеркнуть верность духу эпохи 1970-х и 1980-х. А после ложной концовки следует длинный эпилог, в котором Майе придётся побороться за своего ребенка — и здесь же покажут логово лесных чудовищ.
На таком фоне неровная драматическая линия и замедленный темп выглядят мелким и досадным недоразумением. «Хранители леса» — из тех фильмов, которые медленно набирают обороты, но под конец уходят в отрыв. Райт снял красивую, в чём-то печальную, но исполненную злобной весёлости сказку о том, что древние и безвредные на первый взгляд суеверия могут оказаться отголосками жестоких ритуалов, о которых наши предки предпочли забыть.
Читайте также:
Интервью с директором «Экспоненты», которая уже 10 лет выпускает хорроры в России