«На пороге смерти»: важней всего погода в доме
15 июня в прокат вышел хоррор Рауля Сересо и Фернандо Гонсалеса Гомеса «На пороге смерти». Сорион Эгилеор («Платформа») получил приз за лучшую роль на канадском жанровом фестивале Fantasia International Film Festival, где и состоялась премьера фильма. Артём Петров разбирается, что это за кино, и почему нам всем стоит лучше заботиться о своих пожилых родственниках.
«На пороге смерти» / Viejos (2023)
Режиссёры: Рауль Сересо, Фернандо Гонсалес Гомес
Сценарий: Рубен Санчес Тригос, Хавьер Тригалес, Рауль Сересо
Оператор: Игнасио А. Агилар
Продюсеры: Мамен Эспиноза, Хосе Луис Ранканьо
Мадрид страдает от невероятно сильной жары. Только Марио она не волнует: мать совершила самоубийство, а дедушка Мануэль после смерти начал вести себя странно и довольно отрешённо. Внук забирает пожилого мужчину домой в надежде, что любовь близких ему поможет. Только в семье старика любят только Марио и его дочь Найа. Супруга же боится родственника, имея на это свои основания.
В 1962 году Роберт Олдрич благодаря «Что случилось с Бэби Джейн?» увлёк Голливуд геронтологией. И хотя мода быстро сошла на нет, хоррормейкеры периодически возвращаются к проблемам стареющего поколения в своих фильмах. Вот и сейчас испанский режиссёрский дуэт Рауля Сересо и Фернандо Гонсалеса Гомеса, отметившихся ранее лишь комедийным бодди-хоррором «Пассажирка», решил поднять данный вопрос в новой работе, добавив в сюжет актуальную тему аномальной погоды.
Как и «Старики», «На пороге смерти» поднимает тему старости и конфликта поколений, тем самым становясь драмой. Три молодых главных героя являются воплощением трёх чувств. Найа — любовь, пытающаяся спасти дедушку, но не способная правильно оценить его состояние. Лена — ненависть: она видит проблему, но гнев не позволяет правильно донести опасения до окружающих. Марио — равнодушие: скованный проблемами мужчина не в состоянии принять правильное решение, из-за чего предпочитает оставить его другим. Впрочем, как и остальные. Ослеплённые чувствами, они не в состоянии решить конфликт, а изменение климата на улице знаменует собой и изменение отношений в семействе.
Через локальный конфликт постепенно раскрывается и глобальный. Мануэль далеко не одинок в своем несчастии. Обычно растущее поколение учится уважать старших, как минимум за их опыт и мудрость, но зачастую к ним относятся как к обузе, от которой нужно поскорее избавиться, чтобы жить дальше за их счет. И теперь жертвам предоставляется возможность поиграть в охотников.
В 2022 году выходили «Старики», сочетающие в себе переосмысленную историю про зомби и социальную драму. Сересо и Гомес решили не идти по пути своих немецких коллег. Вместо того чтобы поскорее перейти к революции, они решают проработать сценарий и создать гнетущую атмосферу. Для этого они исправляют главный недочет «Стариков», а именно создание образа зла, которое подтакивает на кровавый путь. Испанцы не стали ограничиваться одним предисловием и создали вокруг источника ненависти самую настоящую интригу, которая по-настоящему раскроется лишь к концу. Не стоит ожидать кровавой резни с самого начала. Вместо этого картина предлагает насладиться нарастающей гнетущей атмосферой, а насилие станет приятным послевкусием.
Геронтологические хорроры продолжают жить: тема старости всегда будет волновать, а фильмы ужасов всегда найдут способ использовать это, чтобы напугать людей. «На пороге смерти» хоть и не привносит оригинальных идей, однако успешно реализует существующие в своей области и заставляет бояться наступления пожилого возраста.