«Задержи дыхание»: в поисках тайны Серого человека
В сети доступен дебютный полный метр режиссёров Кэрри Круз и Уилла Джойнса с Сарой Полсон в главной роли. Отсутствие дождей и страшная пыль, проникающая в любую щель, — лишь малая часть проблем женской части семьи Беллум, пока их муж и отец уехал зарабатывать деньги. С чем ещё приходится столкнуться Роуз, Олли и Маргарет, и работает ли новый фильм, рассказывает Яна Телова в рецензии на триллер «Задержи дыхание».
«Задержи дыхание» / Hold Your Breath (2024)
Режиссёр: Кэрри Круз, Уилл Джойнс
Сценарий: Кэрри Круз
Оператор: Зои Уайт
Продюсеры: Лукас Хоакин, Аликс Мэдигэн, Сара Полсон, Марина Стэбил
1933 год — один из самых тяжелых периодов в истории пыльных бурь, окруживших пустынные равнины сразу нескольких американских штатов: от Техаса до Монтаны. Сильные ветры перемещали несущую пневмонию пыль на километры ввысь, а затем стремительно обрушивали её на деревянные дома местных жителей. Сотни тысяч человек эмигрировали, столько же — погибли из-за невозможности уехать. Спрятаться от пыли было практически невозможно: она проникала сквозь щели, оседала на покрывалах, становилась частью трапезы, и, конечно, была основной темой для обсуждения. В атмосфере полного неведения рождались легенды. Кого может принести песчаная буря? Кто прячется в её тьме?
Одну из подобных историй — миф о Сером человеке — светловолосая Роуз Беллум (Амайя Миллер) рассказывает перед сном младшей сестре Олли (Алона Роббинс). Мать девочек Маргарет (Сара Полсон) просит убрать книгу подальше и не верить сказкам, потому что опасности, с которыми героям предстоит столкнуться в течение ночи, намного страшнее Серого человека, и вполне реальны. Ветер и пыль — вот настоящие монстры Оклахомы.
Каждый день вместе с первыми лучами солнца начинается уборка. Необходимо своевременно избавиться от настойчивых песчинок на обеденном столе и перепроверить надёжность окон и дверей, чтобы не стать одной из жертв пыльной пневмонии, выкосившей половину населения. Убрав метлу и тряпки, Маргарет одевается для выхода в свет — если долгое время не покидать дом, то соседи могут подумать неладное и забрать у матери детей. Такое уже случалось с теми, чья долгая изоляция вызвала проблемы с психическим состоянием.
Всё, что осталось у несчастных жителей Оклахомы — это вера. В мужчин, отправившихся в зелёные земли на заработки (среди них — отец Роуз и Олли), в бога, который может со дня на день забрать пыль и подарить долгожданный ливень, и в соседей, которые способны будут оказать поддержку в тяжёлый час. Впрочем, последнее относится не ко всем — Маргарет далеко не всегда удаётся сдерживать себя. Однажды она недовольно покачивает головой, узнав, что лучшая подруга совсем перестала убираться, с тех пор как заболел её младший сын. «Попробуй подмести», — укоризненно замечает Маргарет. «Скоро ты будешь, как я», — пророчески шепчет подруга.
Неожиданно Серый человек обретает реальные формы в лице незнакомца по имени Уоллес (Эбон Мосс-Бакрак). Однажды ночью он забирается в дом Беллумов и сообщает, что лично знает отца семейства, а потому ему можно доверять. Уоллес якобы способен исцелять от всех болезней и в целом готов оказывать посильную помощь в обмен на крышу над головой. Но тот ли он, за кого себя выдаёт?
Подробное перечисление всех проблем семейства Беллумов не случайно — полнометражный дебют Кэрри Круз и Уилла Джойнса («Мир Дикого Запада») действительно то и дело меняет направление или внезапно начинает развиваться сразу в нескольких областях. Человек из пыли, сумасшествие, одержимость, скорбь, болезненная любовь матери к детям, затаившая злобу соседка, настороженные соседи, таинственный целитель, пропавший отец, непредсказуемые пылевые штормы, снотворное, приступы Маргарет, история о неизвестном убийце и погибшая до начала повествования третья дочь — как говорится, choose your fighter. Чего (или кого) действительно нужно бояться? А что (или кто) является лишь отвлекающим манёвром?
При этом на визуальном уровне «Задержи дыхание» впечатляет. Героини в белых с кружевом платьях по ночам сражаются с неуловимой песчаной стихией, днём (случайно?) пришивают пальцы к очаровательной вышивке с домиком, перелистывают хрустящие страницы старой книги и выходят на променад во время краткосрочного улучшения погодных условий. Отдельные образы очаровывают и пугают одновременно, но попытки соединить их во что-то цельное, к сожалению, оборачиваются провалом. Как ни крути, фильм снова и снова распадается на части, как тот самый Серый человек из сказок.
У «Дыхания» определённо есть амбиции хоррора-триллера, прячущего развязку до самого финала, но обилие возможных версий здесь не подогревает интерес, а, напротив, вызывает смущение. Словно авторы не смогли выбрать и потому решили задействовать полный арсенал. Метафорический Серый человек становится средоточием всего — от жуткой мистики до вполне реальных страхов людей, оказавшихся в заложниках у природы. При этом финал «Дыхания» алогично прост и однозначен. Многие заявленные линии оказываются брошены на полпути, разбросанные тут и там ложные подсказки спешно уносит ветер. Осталось только дождаться финала — скорей бы он уже принёс дождь и оставил ужасы засухи в далёком прошлом.