«Заклятье Абизу»: жизнь в обмен на жизнь
Древние народы со своими сказками и легендами – непочатый край для тех, кто ищет жуткое для показа в кино. Абизу – один из таких демонов-женщин, охотящихся за беременными и их нерождёнными детьми. Дмитрий Бортников посмотрел «Заклятие Абизу» и рассказывает, почему привязка к мифологии так хорошо работает в современных хоррорах.
«Заклятье Абизу» / Abyzou / The Offering (2022)
Режиссёр: Оливер Парк
Сценаристы: Хэнк Хоффман, Джонатан Юнгер
Оператор: Лоренцо Сенаторе
Продюсеры: Джеффри Гринштейн, Хэнк Хоффман, Ярив Лернер, Лес Уэлдон, Джонатан Юнгер
Артур и Клэр возвращаются в родительский дом. Он банкрот – все деньги ушли на то, чтобы его супруга смогла забеременеть, и теперь его главная задача – уговорить отца подписать нужные документы, чтобы договориться с банком, но на первом же отцовском задании Артур случайно разбивает защитный кулон, что освобождает демона. Эта древняя сущность всегда находится в поиске беременных, и Клэр идеально ей подходит.
Создатели с первых сцен окружают своё кино загадочностью и тайнами. Герои рисуют круги, правда, в отличие от нашего «Вия», не белые, а чёрные, но, как и в большинстве других историй, это редко им помогает, тем более демонессе отлично удаётся перевоплощаться в желанных людей, которые вытаскивают персонажей из защитных мест.
Семейный бизнес героев – похоронное бюро, и это один из самых эффектных ходов в «Заклятии Абизу». Оно позволяет, как в хоррорах «Демон внутри» и «Заклятье: Новый ритуал», ещё раз ощутить на себе, каково это жить рядом с умершими, готовящимся к погребению или сожжению. Ещё одна забавная отсылка к хоррорам – то, как Клэр ласково называет Артура – Артом (Дэмиен Леоне и его «Ужасающие» мощно вошли в наши жизни), как и использование VHS возвращает зрителей в то время, когда мы всё на них смотрели, обменивались и разыскивали раритеты.
Спродюсировала «Заклятие Абизу» целая команда людей, а главным выступил Ави Лернер («Сумасшедшая езда», «Техасская резня бензопилой 3D»). Благодаря выбранной теме, минимизации локаций и спецэффектов (хотя «козла» можно было нарисовать и получше) они смогли создать базу для продолжений, приквелов и спин-оффов.
Эффектные сны, галлюцинации и игра с тем, что совершенно непонятно, где реальность, а где выдумка героев, ведь главная сила демонессы, угрожающей Клэр и её ребенку, как раз и состоит в элегантном сведении с ума своих жертв.
Несмотря на то, что для сценаристов Хэнка Хоффмана и Джонатана Юнгера «Заклятие Абизу» Оливера Парка («Страшные истории, рассказанные на ночь») – дебютная работа, фильм получился эмоциональным и жутким высказыванием о том, что любая мелочь может привести к концу света и любая страшилка может оказаться единственным способом и возможностью справиться со злом и всё-таки дать шанс ребенку появится на свет.