«Заклятье. Незаконченная глава»: человек, который съел сам себя
Истории о писателях и написании огромных трудов, переполненных жизнью, эмоциями и страхами, популярны во всех жанрах. Дмитрий Бортников посмотрел «Заклятье. Незаконченная глава» и рассуждает о жизни после произведений Стивена Кинга, наследственности и способности книжных демонов беспокоить людей.
«Заклятье. Незаконченная глава» / The Ghost Writer (2023)
Режиссёр: Пол Уилкинс
Сценарий: Гай Фи, Пол Уилкинс
Оператор: Робин Вэнари
Продюсер: Найджел Галт
Неудачливый писатель Гиллигер Грэм возвращается в дом, где он вырос. Там он находит незаконченный роман отца, который был известным, уважаемым автором, но умер при загадочных обстоятельствах. Грэм решает переписать отцовскую историю под себя. Но вместе с перечитываемыми страницами в мир людей попадают призраки прошлого. Они не отстанут от писателя просто так.
Когда Грэм приезжает в отцовский дом и начинает пить, страдая над ненаписанным романом, вспоминается «Сияние», которое с «Незаконченной главой» роднит нестабильное состояние главного героя, его профессия и то, что он не может понять, что происходит, и определить, где реальность, а где проекция прошлого. «Тайное окно» и «Род мужской» начинают проявляться, когда в доме и вокруг Гиллигера оказываются разные личности, задающие вопросы и требующие от героя ответов. Ружьё, которое он находит в доме, становится камнем преткновения всей ситуации. И неважно, выстрелит оно в итоге или нет, — оружие должно напомнить писателю, как всё на самом деле происходило в его детстве.
Найдя рукопись отца, Грэм становится, как и герой Итана Хоука с VHS в «Синистере», одержим этим романом. Он читает и перечитывает произведение, используя многие идеи для собственной книги. При этом он прекрасно знает, что сюжет не дописан, и у него нет финала, но, как и отец, он готов пожертвовать собственной жизнью, только чтобы закончить демоническую историю.
Люк Мэбли и Роберт Порталь создают на экране отличный дуэт авторов, чьи произведения их же и убивают. Истории героев постоянно пересекаются и дополняют друг друга, помогая лучше понять, почему когда-то всё произошло именно так. Андреа Дэк и Брендан Патрикс уверенно сводят с ума писателей, то воссоздавая то, что уже происходило, то выбиваясь из запланированного сценария, чтобы усилить накал страстей, разворачивающихся по сюжету.
Британский хоррор завораживает, удивляет и пугает зрителей с любым уровнем насмотренности. В проекте присутствует театрализованность и детективная линия — до последнего непонятно, кто убил и что произошло. Есть и финальная недосказанность, ведь так и остаётся загадкой, что же в итоге выбрал герой — реальность или то, что показывают ему демоны. А они в свою очередь то ли ждут начала работы над новым романом, чтобы перемещаться и руководить процессом, то ли герой, так активно избавлявшийся от них, привязал их навсегда к себе.
Не будь «Заклятье. Не законченная глава» полнометражным фильмом, картина могла бы стать одним из самых жутких и универсальных эпизодов «Американской истории ужасов» или «Чёрного зеркала».