«Мёрзлая земля»: встреча с чудовищем
В «Мёрзлой земле» главными выступают не маньяки и следователи, а семья женщины, которой предстоит пройти через ад из-за людей и их неспособности видеть дальше собственного носа. Дмитрий Бортников посмотрел первые четыре эпизода и рассказывает, почему это важный и нужный сейчас проект.
«Мёрзлая земля» (2023)
Режиссёр: Оксана Карас
Сценарий: Мария Изюмова, Сергей Калужанов, Андрей Курганов
Оператор: Сергей Мачильский
Продюсеры: Сергей Мелькумов, Наталия Горина, Алёна Костенко
Лариса Айдарова подрабатывает вместе с возлюбленным Максимом в службе такси. Всё меняется, когда героя берут под стражу по подозрению в убийстве. Весь город ополчается против Ларисы и её дочери-школьницы. Приехавший из Москвы следователь, начиная копаться в делах, приходит к выводу, что случай этот вовсе не разовый, а имеется серия, которую намеренно скрывали представители местных органов власти. Лариса параллельно ведет собственное расследование, ведь она убеждена, что пока Максим находится за решеткой, настоящий виновник и убийца находится на свободе.
Впервые информация о проекте, с необычной стороны рассказывающем историю о маньяке, появилась несколько лет назад. Тогда речь шла об иностранной онлайн-платформе и Валерии Гай Германике в режиссёрском кресле. В итоге жизнь «Мёрзлой земле» подарили продюсеры Сергей Мелькумов, Наталия Горина и Алёна Костенко («Разжимая кулаки», «Девятая», «Мама, я дома»), знакомые с правилами и понятиями, по которым выстраиваются межжанровые истории с внушительной драматической базой. Сняла же сериал Оксана Карас, постоянно экспериментирующая с сюжетами.
Создатели проекта подчеркивают, что их история показана не глазами маньяка, следователей или таксистов: «Мёрзлая земля» — исповедь Ларисы Айдаровой, и её путь от отчаяния и ненависти к прозрению. Поэтому выбор Светланы Ходченковой на главную роль естественен — актрисе всегда удается создавать образы, которым легко сопереживать. Мужчин, отчаянно сражающихся за её сердце, сыграли Антон Филипенко («Почка») и Андрей Бурковский («Медиатор») в неожиданном образе абьюзера. Столичного следователя изобразил Юрий Чурсин («Инсомния»), а местных — Максим Стоянов («Пропавшая») и Сабина Ахмедова («Содержанки»).
Многожанровость постановки играет с «Мёрзлой землей» злую шутку. С одной стороны, это увеличивает зрительский интерес: смешение всего и вся притягивает дополнительное внимание. С другой, у авторов за сезон не всегда получается уделять должное внимание каждому аспекту и герою, что создает сумбур и оставляет белые пятна в сюжете.
«Мёрзлая земля» — это откровенность «Обоюдного согласия» той же Германики, суровая реальность «Казни» Ладо Кватании и обжигающие и жестокие реакции толпы из «Охоты» Томаса Винтерберга и «Айты» Степана Бурнашева. Авторы выстраивают мозаику душ своих героев таким образом, что детектив, триллер, драма и социальное высказывание сплетаются внутри проекта благодаря актёрским работам, бесконечной теме добра и зла и вопросам места человека на Земле, понятия «грех» и того, насколько безумно считать себя богами.