«Не бойся»: Травмы и российская штукатурка
На новом YouTube-канале ТВ-3 Dark выходит веб-сериал «Не бойся». Это шоу от канала ТВ-3, продюсера Владислава Северцева («Пиковая дама: Черный обряд» (2015), «Невеста» (2017), «Рассвет» (2019), «Пиковая дама: Зазеркалье», 2019) и режиссера-сценариста Евгения Колядинцева («Спойлер» (2017) и сценарий к «Рассвету») — российский хоррор, который переводит классические страшилки у костра в формат новых медиа.
Сотрудница службы психологической помощи в исполнении очаровательной Анны Васильевой («Диггеры» (2016), «Спойлер») круглую ночь сидит в пустом колл-центре и отвечает на звонки. Выслушивать ей приходится далеко не самые приятные истории: например, про то, как непопулярная сотрудница офиса получает анонимные посылки с отрезанными пальцами.
Серии длиной в 6–7 минут отсылают к корням жанра, подчеркивая, что хоррор — это в первую очередь аттракцион. Героиня Васильевой едва успевает снять трубку и с трудно подавляемой тревогой задать несколько вопросов, а история уже оборачивается чем-то мрачным. Работать психологом, по ночам поддерживающим отчаявшихся людей, — это уже готовый концепт для хоррора. В «Не бойся» каждая серия строится вокруг травмы — иногда все заканчивается кричащей моралью («почаще видьтесь с близкими»), а иногда развязка намеренно бьет по рефлексам, вынуждая сморщить нос и прищурить глаза. В финале своя история ждет и героиню, до сих пор служившую заменой зрителя: именно через нее мы видим мрак под штукатуркой российской обыденности. И если первые эпизоды выступают сравнительно простой затравкой, то ко второй половине «Не бойся» разгоняется на полную: особенно хороша история про татуировку, которая происходит будто в российском уголке садомазохистской вселенной «Восставшего из ада».
Хоррор — это жанр, который хорошо смотрится как на большом экране, так и на малом. Если в кинозалах картинка и звук берут масштабом, то при домашнем просмотре образы вторгаются в зрительские гостиные и спальни. Российские ужасы продолжают искать способ воплотить в жанре национальную специфику: в «Не бойся» холодное городское пространство выплескивает свой ужас на работницу психологической поддержки — той поддержки, которая по-хорошему нужна многим. Травмы и урбанистическая готика здесь сходятся в едином телефонном звонке.