Скрипты и немного нервно: 9 фильмов о Чужих, которые так и не были сняты

К выходу фильма «Чужой: Завет» RussoRosso обратил взгляд в прошлое и составил подробный гид по так и не неснятым фильмам о кровожадном ксеноморфе, которых должно было быть гораздо больше, но не все из них, по счастью (или к сожалению), были сняты.


«ЧУЖОЙ»
Изначальный сценарий Дэна О’Бэннона и Рональда Шусетта

В 2087 году человечество уже побывало в ряде отдаленных миров (и даже основало несколько колоний), но так и не вступило в контакт с иной формой жизни. Эта кошмарная привилегия досталась экипажу космического корабля «Снарк»: офицеру Мартину Роби (Рипли), капитану Чэзу Стэндарту (Даллас), навигатору Деллу Броссарду (Кейн), коммуникатору Сэнди Мелконису (Ламберт), инженеру-горнодобытчику Кливу Хантеру (Паркер) и технику Джею Фаусту (Бретт).

На пути на Землю около звездной системы Дзета Сетки бортовой компьютер перехватил инопланетный сигнал бедствия — и разбудил команду, находящуюся в анабиозе. В поисках источника сигнала на планетоиде диаметром 120 км астронавты нашли заброшенный (и изъеденный внутри кислотой) грибообразный корабль пришельцев, а внутри — скелет огромного инопланетянина (череп которого они на всякий случай забрали с собой), треугольный знак на приборной панели и пустую кожаную урну. Когда буря стихла, экипаж заметил небольшую каменную пирамиду, напоминающую символ с корабля.

Тем временем Роби выяснил, что послание никакой не сигнал бедствия, а предупреждение, но усилившаяся буря помешала ему сообщить об этом команде. В пирамиде астронавты обнаружили кислород, статуи осьминогоподобных созданий и наскальные рисунки четырех стадий жизненного цикла неизвестного существа. При этом Броссарда возле постамента с кожаными урнами атаковал паразит, присосавшись к его лицу.

Вернувшись на «Снарк», члены экипажа попытались снять тварь, но оказалось, что по ее жилам течет кислота. Впрочем, вскоре паразит отвалился сам собой, а Броссард пришел в себя.

Во время ужина из Броссарда вылезла еще более жуткая тварь, которая выросла в огромного, покрытого чешуей и шупальцами монстра размером с человека (и совсем не похожего на ксеноморфа из оригинального фильма). Команда вознамеривалась выбросить пришельца за борт, но не могла применять оружие из-за кислоты в организме. А кислорода на корабле для бодрствующего экипажа хватило бы лишь на неделю.

В итоге отряд Роби отправился искать корабельного котика, чтобы тот не путался под ногами, а остальные — Чужого. Но монстр сам их нашел и убил одного за другим: Мелкониса, Фауста, Хантера и капитана Стэндарта (причем не так, как в фильме). Тогда Роби, захватив кота, череп пришельца и 10 кг неизвестного, но ценного минерала, решил уничтожить звездолет.

Он сел в спасательную шлюпку, но вместе с ним в нее влез пришелец. Между ними завязалась схватка. Надев скафандр и выдав запоминающейся панчлайн: «Тry a little of this, you fucking bastard!» — Роби пробил Чужого гарпуном, выбросил в открытый космос и сжег двигателями.

В последней сцене Роби записывает послание, в котором говорит, что его шлюпка только через 250 лет достигнет территории обитаемых миров и он надеется, что его сигнал засекут. Ложась спать в криокапсулу, астронавт и не подозревает, что стручок споры прилип к днищу его шлюпки.

«ЧУЖОЙ»
Сценарная версия Дэвида Гайлера и Уолтера Хилла

В процессе работы над сценарием Дэн О’Бэннон решил не утруждать себя проработкой экспозиции и персонажей, посчитав, что продюсеры так или иначе все поменяют. Но он не представлял насколько.

Изначально Шусетт и О’Бэннон хотели продать «Чужого» (который позиционировался ими как «Челюсти в космосе») королю B-movie Роджеру Корману, а О’Бэннон сам планировал режиссировать картину. Но по счастливой случайности сценарий перехватили Уолтер Хилл, Дэвид Гайлер и Гордон Кэрролл, а Роджер Корман в 1981 году спродюсировал малобюджетный рип-офф (то есть неофициальный ремейк) «Чужого» под названием «Галактика ужаса», в котором, к слову, был пирамидообразный корабль пришельцев.

Заручившись поддержкой президента студии 20th Century Fox, вдохновленного успехом «Звёздных войн» (1977), Гайлер и Хилл начали работу над космическим хоррором. Им мешало то, что Хилл ненавидел фантастику и сразу же невзлюбил персонажей О’Бэннона — так герои получили имена Рипли, Кейн, Даллас, etc., а Рипли стала женщиной (и сыграла ее, как известно, Сигурни Уивер). Кроме того, Дзета Сетка превратилась в «Пятую галактику», продюсеры избавились от звездолета, описания планеты, зато добавили седьмого члена экипажа — андроида Эша, работающего на неназванную Компанию. Все оценили этого персонажа, кроме О’Бэннона, конфликт которого с Хиллом и Гайлером перерос в затяжное противостояние.

Меж тем продюсеры продолжали переписывать сценарий: корабль «Снарк» превратился в «Ностромо» (в честь одноименного романа Джозефа Конрада), который перевозил метан. На неизвестной планете в «Пятой галактике» его команда находила заброшенный космический корабль с Земли со следами лазерной стрельбы внутри, а в кабине пилота — скелет человека, окрещенный впоследствии космическим жокеем.

Других членов экипажа команда «Ностромо» не нашла. Вместо этого она забрела в стометровый красный цилиндр, построенный людьми, в котором на Кейна прыгал лицехват. По ходу сюжета Рипли выясняла, что неизвестная планета была испытательным полигоном людей, а Чужой — опытным экземпляром биологического оружия. При этом в версии Гайлера-Хилла ксеноморф умел мгновенно регенерировать, не боялся огня, а Эш называл его Encephalopod. Также Рипли и Даллас занимались сексом, Эш спасал Чужого во время разгерметизации, а Рипли после уничтожения Эша не пыталась его включить. Финал был таким же, как у О’Бэннона, за исключением того, что к спасательной шлюпке не прилипали споры Чужого.

Поскольку Уолтеру Хиллу хватило ума не ставить фильм самому, в режиссерское кресло сел Ридли Скотт (до этого получивший приз «Лучший дебют» на Каннском кинофестивале 1977 года за «Дуэлянтов», то есть человек с большими художественными амбициями). Его очень вдохновил сборник работ Г. Р. Гигера под названием Necronomicon, который ему подкинул О’Бэннон. Также сценарист убедил режиссера вернуться к исходной концепции со звездолетом инопланетян. Остальное уже история.

«ЧУЖИЕ»
Черновой сценарий Джеймса Кэмерона

Сиквел «Чужого» был делом времени — особенно на фоне того, что он породил массу клонов. Над спецэффектами одного из них — «Галактики ужаса» — работал молодой Джеймс Кэмерон. Гайлер и Хилл доверили ему написать сценарий продолжения «Чужого» с исходной концепцией «Рипли плюс солдаты. И всякая всячина».

У Кэмерона к тому моменту уже был набросок сценария «Мать», в котором упоминались взвод высокотехнологичных солдат, терраформирование Венеры и схватка инопланетной матки с главной героиней в роботе-погрузчике. А еще в это же время Кэмерон работал над сценарием «Рэмбо: Первая кровь 2» (1985), увлекался вьетнамской тематикой и книгой «Звездный десант» Роберта Хайнлайна. Так у него родилась идея сделать фильм про колониальных морпехов и «Вьетнам в космосе».

На самом деле 45-страничный тримент (набросок сценария) «Чужих» Кэмерона не так уж сильно отличался от итогового фильма, потому что он с самого начала знал, что собирается снимать, и за это даже удостоился похвалы от Дэна О’Бэннона, обычно на нее нещедрого.

Чем же первоначальный сценарий отличался от окончательного варианта? Прошло 60 лет: шлюпку Рипли нашли, она лежит в больнице на околоземной станции «Бета», но ее родная 70-летняя дочь не хочет с ней разговаривать, обвиняя в том, что она бросила ее. Рипли лишают лицензии пилота за уничтожение судна «Ностромо», хотя она и пытается объяснить, что на планетоид LV-426 (названный в тритменте Ахероном) они высадились по приказу корпорации «Вейлан-Ютани» (в «Вейланд-Ютани» она превратится уже в сценарии).

Тем временем с давно колонизированным планетоидом LV-426 пропадает связь — и лейтенант Горман предлагает Рипли отправиться туда в качестве советника при взводе морпехов. Прибыв на место, подразделение десантируется с корабля «Сулако» (еще один оммаж Джозефу Конраду), а на борту звездолета остается только андроид Бишоп.

В обезлюдившей колонии морпехи находят девочку Ньют и натыкаются на улей Чужих в недрах завода по терраформированию. Начинается первый бой, герои узнают, что помимо обычных ксеноморфов есть Чужие-альбиносы, которые парализуют людей с помощью нейротоксина и заворачивают их в коконы.

Выжившие вынуждены забаррикадироваться в оперативном центре колонии, командование на себя берет капрал Хикс, так как Горман спятил от ужаса. Все погибают, кроме Рипли, Хикса и Ньют. Герои пытаются эвакуироваться, но Бишоп отказывается посадить челнок, опасаясь заражения.

Рипли решает воспользоваться шаттлом колонистов и из аптечки морпехов делает антидот против нейротоксина Чужих-альбиносов, но в итоге Хикс гибнет в схватке с ксеноморфами. Рипли пытается эвакуироваться на шаттле, в то время как ее преследует Королева Чужих. Их финальная схватка происходит уже на челноке, где матерь инопланетян разрывает Бишопа на куски. Рипли побеждает ее с помощью робота-погрузчика, Ньют отныне называет женщину своей мамой, а Бишоп (точнее, то, что от него осталось) говорит, что в ней ошибался.

Главное отличие тритмента от сценария (а затем и от фильма) в том, что Кэмерон ввел в сюжет человека-злодея — корпоративного чиновника по фамилии Бёрк, разделившего персонажные функции с лейтенантом Горманом, — а также обманул зрительские ожидания, сделав Бишопа самым положительным героем — более человечным, чем многие люди. При этом роль Бишопа, что забавно, исполнил Лэнс Хенриксен, который изначально должен был играть у Кэмерона Терминатора, а героиня Сигурни Уивер выступила прототипом Сары Коннор из второго «Терминатора» (1991) — женщины, которая буквально кричит о надвигающейся угрозе, но к ней никто не прислушивается.

«ЧУЖОЙ 3»
Сценарий Уильяма Гибсона

После успеха «Чужих» кинокомпания 20th Century Fox предложила продюсерам снять сразу два продолжения, чтобы сделать первый фильм бенефисом Хикса, а Рипли дать слово только во второй картине (к тому времени они надеялись уговорить Сигурни Уивер вернуться в проект).

Осенью 1987 года за сценарий взялся известный писатель-фантаст Уильям Гибсон, который должен был успеть закончить работу за несколько месяцев до запланированной забастовки голливудских сценаристов.

К концу года Гибсон выдал 115-страничный сценарий, который стал зеркалом неврозов американцев того времени: против корпорации «Вэйланд-Ютани» выступает «Союз прогрессивных народов» (Union of Progressive People) — этакие галактические Советы. Рипли в этой истории мирно лежит в коме, Ньют почти сразу улетает на Землю, а все веселье достается капралу Дуэйну Хиксу и андроиду Бишопу, спасенным с корабля «Сулако». На станции Anchorpoint они раскрывают эксперименты по генетическому улучшению ксеноморфов для пользы корпорации — и взрывают станцию.

Что-то подобное с монстрами пытаются сделать Советы на станции с символическим названием Rodina. Правда, у них ничего не выходит, и они сами, без участия монстров, прекрасно справляются с уничтожением станции.

Хотя линия с социалистами в космосе была необязательной, фанаты посчитали концепцию Гибсона самой масштабной и потенциально интересной из неснятых триквелов «Чужого». Правда, из-за цейтнота автор не успел толком проработать детали сюжета и технологии, поэтому сценарий забраковали. К тому же на излишний эпик просто не хватало бюджета.

В январе 1988 год Гибсон упростил сценарий. Метаморфозы Anchorpoint стали метафорой ожиданий и реальности сурового кинобизнеса: огромная военная база превратилась в небольшую исследовательскую станцию, не достроенную из-за нехватки финансирования. А единственным военным оказался Хикс с трофейным АК-104 с пятью патронами.

Продюсеры снова покачали головами, но на доработку времени уже не было: началась забастовка сценаристов.

«ЧУЖОЙ 3»
Сценарий Эрика Реда

Приглашенный по совету режиссера Ренни Харлина сценарист «Попутчика» (1986) Эрик Ред (о нем мы писали подробно) должен был внести корректировки в работу Гибсона, но продюсеры так и не смогли объяснить, какие именно. В результате за пять недель Ред предложил сценарий на грани дикого фантастического трэша.

Корабль «Сулако» пристал к станции «Северная звезда» — наполовину космической ферме, наполовину военной базе. На спецназ во время обыска корабля напал ксеноморф. Выжил лишь капитан Сэм Смит. Очнувшись через две недели, он быстро выяснил, что военные во главе с его отцом генералом Смитом планируют сделать Чужих своими солдатами и десантировать их в Москву. Дрессировщики из них вышли так себе, и все закончилось атакой ксеноморфов на фермерский городок.

Но это еще полбеды: инфицированные гибридом комара и Чужого, в монстров начинают превращаться коровы, свиньи, цыплята и овцы. Особый шарм истории придает то, что вирус Чужого начал заражать и неживую материю. В финале сама станция превращается в огромного кровожадного монстра, готового сожрать всё на свете.

Этот сценарий тоже никого не устроил. Уивер окончательно отказалась иметь что-то общее с франшизой. В итоге продюсеры забыли про идею двух сиквелов, решив снять уже хоть что-нибудь.

«ЧУЖОЙ 3»
Сценарий Дэвида Туи

Следующим в проект позвали Дэвида Туи, в числе прочего автора «Чернокнижника» (1989), режиссера «Черной дыры» (2000) и «Хроник Риддика» (2004). Сперва его задачей было довести до ума изначальный сценарий Уильяма Гибсона, но после развала СССР сама концепция коммунистов в космосе растеряла былой задор — и Туи начал писать с нуля.

Действие сценария разворачивается на гигантской околоземной станции-тюрьме Moloch Island, а главным героем становится мошенник Скотт Стайлс. Жестокие убийства заключенных вызывают в нем желание поскорее убраться отсюда.

Первая попытка побега не удается: на нижних уровнях тюрьмы на беглецов нападает Чужой. Стайлс снова оказывается взаперти, но с еще более мощной мотивацией. Как обычно, выясняется, что над ксеноморфами в тюрьме ставят эксперименты, успешность которых тестируют на заключенных. И без «Вэйланд-Ютани», разумеется, не обошлось. Экзотики вроде ксеноцып или оживших космических станций тут нет, зато есть Чужой со способностью к мимикрии, сиамские близнецы и прочая радость. Все заканчивается разрушением тюрьмы и спасением главного героя с еще несколькими персонажами (в том числе доктором Пэкард, которая помогла ему раскрыть заговор).

Сценарий в целом пришелся всем по вкусу. Но в проект после долгих уговоров и привлекательных предложений вернулась Сигурни Уивер — и нужна была новая история, которая крутилась бы вокруг Рипли. Туи был готов написать ее, но в процесс вмешался режиссер Винсент Уорд, у которого была своя оригинальная идея.

«ЧУЖОЙ 3»
Сценарий Винсента Уорда и Джона Фазано

Молодой новозеландец Винсент Уорд («Куда приводят мечты», 1998) предложил нестандартный ход: отправить Рипли на деревянный планетоид.

В сценарии, наспех написанном при помощи Джона Фазано, на Арсеоне живут монахи, отрицающие современные технологии (позже выясняется, что они ссыльные политзаключенные). Эти неолуддиты выстроили планетоид по модели средневекового представления о мире: внизу находится тюрьма — «ад», в центре раскинулось море, а наверху расположен «рай» — библиотека, гигантский монастырь и фермы.

С корабля «Сулако» удалось спастись только Рипли (Ньют тоже была в спасательной капсуле, но ее так и не нашли). Когда на планетоиде начинает орудовать ксеноморф, все обвиняют в случившемся Рипли. Верит ей лишь монах Джон.

С Чужим все-таки удается справиться, но по ходу сюжета Рипли понимает, что в ней зреет новый монстр. Правда, для нее все завершается благополучно: Джон вытаскивает эмбрион, который атакует его, и монах жертвует собой, чтобы его уничтожить.

В эскизах к сценарию Уорд и Фазано дали волю фантазии, изобразив ксеноовцу, ксенолошадь и прочие гибриды. А в одной из сцен Рипли преследуют практически эротические видения о ксеноморфе. Однако Уивер не понравилась сцена с извлечением эмбриона, и она потребовала, чтобы ее героиня погибла, утаскивая монстра за собой.

«ЧУЖОЙ 3»
Переделанная версия Дэвида Гайлера и Уолтера Хилла

Из-за чудовищной задержки по срокам продюсерам пришлось начать съемки по сценарию Уорда и Фазано, хотя многие моменты в нем их не устраивали. Тогда Гайлер и Хилл решили пригласить автора со стороны и потратили 500 000 долларов на Ларри Фергюсона. Но они снова не смогли объяснить, чего хотят, поэтому Фергюсон всё только усугубил. В одной из версий сценария Рипли, по словам Сигурни Уивер, «была похожа на разозленного физрука», а в другой в живых оставались семеро монахов, которые на манер семи гномов из сказки про Белоснежку помещали мертвую Рипли в криокапсулу, надеясь, «что когда-нибудь с небес явится тот, кто сможет ее разбудить».

В итоге продюсеры сами взялись за перо (выпросив на это еще 600 000 долларов) и начали переписывать сценарий, полностью вычеркнув из него монастырь, декорации которого на тот момент уже были построены на лондонской студии Pinewood.

Сперва режиссер Винсент Уорд с пониманием относился к таким правкам, однако, когда узнал, что студия влезает не только в сценарий, но и в съемочный процесс, хлопнул дверью. Ему на смену пришел дебютант Дэвид Финчер, вместе с которым продюсеры решили обратиться к тексту Дэвида Туи, вернув действие в космическую тюрьму, а также добавив идею последнего сценария о заражении Рипли и ее гибели.

Финальную версию за четыре недели до начала съемокРекс Пикетт собрал, как чудовище Франкенштейна, по кусочкам из неостывших тел предыдущих сценариев. Это привело к парадоксальной ситуации: в качестве сценаристов хотели быть упомянуты восемь человек (Дэвид Гайлер, Уолтер Хилл, Дэвид Финчер, Винсент Уорд, Джон Фазано, Ларри Фергюсон, Дэвид Туи и Ренни Харлин). В результате место в титрах отвоевали Гайлер, Хилл и Фергюсон, а Уорда упомянули как автора сюжета. Финчер выбыл из гонки из-за конфликта с продюсерами, а Пикетт подписал себе приговор, встав на его сторону.

«ЧУЖОЙ 4: ВОСКРЕШЕНИЕ»
Изначальный сценарий Джосса Уидона

Невероятно, но факт: четвертый «Чужой» снимался в максимально тепличных условиях. Продюсеры не вмешивались в написание сценария, а сам текст Джосса Уидона («Баффи — истребительница вампиров», «Светлячок», «Кукольный дом») утвердили без всяких проволочек. Тем не менее в него тоже вносились изменения, но все они так или иначе были связаны с бюджетными ограничениями.

От первоначального варианта итоговый отличался тем, что сначала Уидон хотел сделать главной героиней клонированную Ньют, но потом ею стала клонированная Рипли, потому что студия попросила его переписать текст под Сигурни Уивер, которая вернулась во франшизу — правда, на своих условиях. Еще помимо разного рода мелочей (Рипли снилась Ньют, на которую набрасывалась стая плотоядных насекомых; Рипли занималась сексом с доктором Гэдиманом, и в это время ее язык превращался в челюсть Чужого и она убивала ученого; Чужих заманивали в камеру с жидким азотом и расстреливали, как во втором «Терминаторе»; подводная сцена с участием ксеноморфов была более масштабной) очень сильно отличался третий акт сценария. Например, герои, пробравшись на верхнюю палубу корабля «Аурига», удирали от инопланетных монстров на машине по саду длиной в милю (и попутно натыкались на поле конопли).

Ну и самое главное: финальная схватка с Новорожденным Чужим имела несколько вариантов локаций: заснеженный горный лес, родильное отделение, пустыня и гигантская свалка, в которую превратился Париж. В итоге от парижского финала осталась только сцена в расширенной версии, в которой Рипли говорит, что не знает, что дальше делать в этом мире, потому что она сама в нем теперь чужая.

Уидон, кстати, оказался недоволен итоговым результатом: он часто ругал фильм за неправильный кастинг, ужасный дизайн космического корабля, плохой саундтрек и искажение его идей, то есть, как это часто бывает со сценаристами, просто капризничал. Но идея космических пиратов, которые есть в «Воскрешении» (1997), так ему понравилась, что позднее он решил сделать про них отдельный сериал «Светлячок» (2002-2003).

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter
  • Александр

    Обалденный материал! Спасибище огромное! Но , вот мне явно хотелось бы после «Чужих» увидеть нечто другое, чем фильм про тюрьму. хотя это далеко не самое плохое решение и фильм хороший.

WordPress: 14.28MB | MySQL:206 | 0,709sec