«Оно»: Ваши дети тоже будут летать

Долгожданный хоррор о демоническом клоуне, убивающем детей, вышел в российский прокат. RussoRosso забывает всякий скептицизм и считает, что для современных тинейджеров появился новый культовый фильм.


«Оно» / It (2017)

Режиссер: Андрес Мускетти
Сценарий: Чейз Палмер, Кэри Фукунага, Гари Доберман
Оператор: Чон Джон-хун
Продюсеры: Сет Грэм-Смит, Дэвид Катценберг, Рой Ли и другие
Дистрибьютор в России: «Каро Премьер» (в прокате с 7 сентября)


На дворе старый добрый 1989 год. Стоит теплая летняя погода, по улицам разъезжают «файрбёрды» и «гремлины», молодежь слушает трэш-метал, а на фоне всего этого ветер шелестит объявлениями о пропавших детях да грозные белые плакаты напоминают о комендантском часе. Что-то прогнило в небольшом американском городке Дерри, но, похоже, лишь семеро школьников знают причину в лицо: каждый из них столкнулся с недобрым мистическим клоуном. Лидер этого «Клуба неудачников», Билл Дэнбро, ведомый желанием найти пропавшего брата, предлагает товарищам дать демонической сущности отпор: в конце концов, если не они, то кто же. Однако друзья Дэнбро в этом не столь уверены: жить-то хочется, а предложение Билла очень напоминает билет в один конец.

Чем ближе была дата премьеры, тем длиннее становились тени сомнения касательно «Оно». Сами посудите: одноименный роман чуть ли не главное произведение Стивена Кинга, ТВ-экранизация 1990 года стала культовой и подарила миру самого известного клоуна-антагониста (Пеннивайз в исполнении Тима Карри просто бесподобен), а за рулем ремейка — Андрес Мускетти, у которого за душой, окромя «Мамы» (2013), ничего и нет. Да, его полнометражный дебют собрал сумасшедшую кассу, но был ли так крут этот хоррор? Да упаси Ктулху!

Тем радостнее писать эти строки: новое «Оно» получилось как нельзя лучше. Первое, что бросается в глаза, — роскошный каст: заикающийся Джейден Либерер словно сошел со страниц романа, Джереми Рэй Тейлор заставит всплакнуть всех, кто страдал от корпулентности в школе, София Лиллис действительно «огненно-рыжая», Финн Вулфард уже всем всё доказал в «Очень странных делах». Оставшиеся детки менее яркие (самую малость), но справляются со своими ролями на отлично, да и выглядят аутентично. Антагонист Билла Скарсгарда совершенно не похож на Пеннивайза 1990-х, и это только к лучшему: после второго появления Танцующего клоуна отпадают все порывы к сравнениям, а вот внушающие уважение мурашки никуда не деваются. А ведь когда поползли слухи о том, что главного злодея могли сыграть Хьюго Уивинг и Тильда Суинтон, хотелось ругаться последними словами: мол, что себе позволяет этот скандинав? Опасения оказались напрасными: Пеннивайз зловещ, злобен, хитер и ЖРЕТ ДЕТЕЙ. Буквально.

Кстати, о буквальности. Помните ли вы, когда в последний раз наблюдали убийство детишек на экране? Да, это было в 1980-е. «Кутис» (2014) не в счет — там зомби, а не дети, а это большая разница в глазах рейтинговой комиссии. Так вот помимо стандартных, но качественно реализованных приемов и образов (джампскейры, опарыши, затемненные помещения) «Оно» Мускетти может похвастаться визуализированным насилием. Верещащий от боли Джорджи с отгрызенной рукой — пожалуйста, в первые же пять минут фильма. И это только начало.

Ругать режиссера и сценаристов не хочется: косяков не много, но они есть. В первой половине картины ощущается отсутствие у Мускетти большого опыта: сцены выбрасываются одна за другой, словно карты на стол. Создается впечатление, что между ними была реклама, которую вырезали на монтаже. Ничего серьезного, просто не гладко. И небольшая шпилька в адрес второстепенных персонажей. Понятное дело, раскрыть каждого даже при большом желании и очень серьезном хронометраже (а 135 минут для хоррора — это очень серьезно) не получится, но хулиган Генри Бауэрс вышел неадекватным даже на фоне первоисточника. А все взрослые персонажи — сплошь негодяи, немногим лучше Пеннивайза (хотя это позволяет лучше прочувствовать мир детей, вынужденных самостоятельно разбираться со своими проблемами).

Но недостатки не слишком бросаются в глаза, в отличие от многочисленных отсылок. Настоящее раздолье здесь припасено для фанатов романа Кинга: хотя в сюжете множество изменений (Стэн Урис боится не утопленников, а картины Амедео Модильяни в кабинете отца; Бауэрс-старший из психопата-фермера превратился в полицейского), детали из книги разбросаны щедрой рукой по всему фильму. Поклонники «Кошмара на улице Вязов» и группы Anthrax тоже не останутся без подарков.

Все перечисленное в сочетании с качественно проработанным саунд-дизайном, разносторонним саундтреком и отличной операторской работой (от Чон Джон-хуна после его работ с Пак Чхан-уком другого никто и не ждал) делает «Оно» по-настоящему культовой работой. Но не для вас, дорогие олдфаги, выросшие на слэшерах, «Возвращении живых мертвецов» (1985) и экранизации Томми Ли Уоллеса. Нет, для вас ремейк Мускетти станет просто хорошим хоррором. Хотя наверняка найдутся и те, кто будет хейтить, шеймить и применять другие страшные англицизмы в отношении этой картины. Кто-то наверняка скажет, что книга лучше, и тут сложно спорить, хотя и у Кинга в романе немало графоманства и сомнительных моментов. Иные напишут, что Тим Карри более жуткий, чем Билл Скарсгард, и это тоже отчасти правда: вкусы-то у всех разные. Но «Оно» не для вас, а для нового поколения тинейджеров, которые до этого момента не имели собственного культового хоррора. Что ж, теперь он есть. С атмосферой детской незамутненности, со страхами, соседствующими с душевностью, с шутками про мамку и у кого длиннее, с пубертатными страхами, с мотивами дружбы и первой любви, с джампскейрами и расчлененкой. Пока все прочие замечательные люди снимали «Заклятия» и «Аннабелей» для ипотечных старперов, «Заветы» и «Живых» для спейс-гиков и луддитов, Мускетти снял хоррор для тех, кому сейчас от 12 до 15. И это, черт побери, прекрасно! Поэтому, если у вас на шее сидит подросток, вы читаете эти строки, но еще не сводили потомство на «Оно», ведите. И, когда ваш ребенок сам вырастет и обременит себя спиногрызами, именно о вас будет он «думать ранним утром, после того, как ему снились сны, в которых он почти что вспоминал свое детство» © Стивен Кинг.


Читайте также:

Режиссерский комментарий по «Оно» 1990 года: часть 1, часть 2
Топ-5 клоунских хорроров
Спецпроект по новому «Оно» на HorrorZone

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter
  • Александр

    А что там на счёт ANTHRAX? Можно поподробнее. Это меня дополнительно вдохновляет.

    • MaxBugulov

      «Antisocial» на апокалиптической битве камней + фансервис в виде футболки.

      • Александр

        Да Вы что? Вот это подарок! Кстати, Стивен Кинг любит тяжёлый рок насколько помню. Так что очень и очень в тему правильная музыка. Ещё больше разъяряюсь и вот-вот в кинотеатр рвану!

  • mr_dilettante

    Проблема нового «Оно» в том, что оно не пугает. Это не фильм ужасов, а некое стилистическое отображение оного. И подростки ржали в кино, когда смотрели вот это всё.

    • id0704

      Пугает или не пугает это вопрос личной восприимчивости и предыдущего зрительского опыта.

      • Anton Clemens

        Ну да, непуганых говноедов оно пугает.

        • id0704

          Назовите фильм, который испугает среднестатистического любителя ужасов старше 16.
          А заодно и причину, по которой фильм удостоился оценки «говно».

        • Anton Clemens

          Трейлер обещал мне обосрамс, его не случилось, сидел со скучающим лицом, все было банально. А напугать любителя ужасов старше 16 уже не получится, но можно хотя бы в напряжении держать, если попытаться найти новые способы, а не пользоваться скримерами.

        • id0704

          «Держать в напряжении» это всё та же вкусовщина, универсального способа напугать не существует. Назовите любой фильм, и тут же найдётся человек, которому не зашло, скучно, нестрашно — это не делает фильм говном.
          Мне, к слову, трейлер обещал скримеры и ламповую атмосферу восьмидесятых — и то и другое там есть.

  • Vladislav Severtsev

    одна из редких хороших экранизаций Кинга

  • Klim Zayarniy

    «Оно» абсолютно не работает как ужасы, вот почему:

    1) Нет нарастания напряжения. Все попытки напугать — эпизодические, а потом снова солнце, лето, детишки и шутеечки.
    2) По-большому счету не сопереживаешь персонажам и не боишься за них. Опять же, потому что я знаешь, что в следующем кадре они как ни в чем не бывало будут балагурить. 3) Джампскеры может кого и пробирают, но я даж не дернулся в кинозале.

    Фильм красочный, дети играют убедительно, Билл Скарсгард в образе Пеннивайза тоже хорош. Но это просто фильм о приключениях школьников и их борьбе со страхами реальными и сверхъестественными. Он не способен напугать тех, кто часто и много смотрит фильмы ужасов.

    Насчет культовости — я бы с выводами не спешил. И тем более не буду их делать за современных подростков.

WordPress: 14.27MB | MySQL:210 | 0,707sec