Евгений Колядинцев — о хорроре «Спойлер», ментоловом карандаше и любви к животным
Студия «10/09», начавшая работу и над короткометражными хоррорами, выпускает первый фильм в этом направлении — «Спойлер», написанный и снятый Евгением Колядинцевым. Совсем скоро эту картину можно будет увидеть у нас на сайте, а пока читайте интервью RussoRosso с режиссером о творческом процессе и планах на будущее.
Денис Салтыков: Как тебе пришла в голову идея «Спойлера»?
Евгений Колядинцев: Я искал концепцию для хоррора, который затем сам же смог бы и снять. А лучший источник вдохновения для меня — фильмы, причем мысли, которые они рождают, могут быть никак не связаны с их сюжетом или тематикой. Так произошло и в тот раз. Во время просмотра «Нечто» (1982) Карпентера я подумал: «А что если главный герой получит диск, на котором записана его будущая смерть? Что если он получит “спойлер” к собственной жизни?» Я ухватился за эту идею и начал ее развивать — сначала до уровня синопсисов, а потом и сценариев короткометражек.
Но история «Спойлера» отказывалась работать. Я как зритель задавал себе вопросы, на которые как сценарист не мог ответить. Это было несколько лет назад. А не далее как минувшей весной я готовился к третьему сезону сериала «Твин Пикс» и в очередной раз пересматривал первые два. И снова был крайне впечатлен тем иррациональным ужасом, который Дэвид Линч с таким мастерством создает на экране. После просмотра хотелось схватить камеру и побежать снимать собственный Черный Вигвам. И я сел и за один день написал полторы страницы текста. Это и был будущий сценарий. Я дал его почитать супруге, и она спросила: «А ты в курсе, что написал “Спойлер?”» Сам того не зная, я вернулся к своей старой истории. Не осознавая, что пишу именно ее, я рассказал ее иначе, заменив диск с записью на другой предмет. И история начала работать.
Д. С.: То есть это изначально было вдохновение от кино! После просмотра мы с коллегами вспоминали короткометражки Сандберга, затем у меня в голове вертелись сцены из короткометражного «Полароида» (2015) Ларса Клевберга, а дальше и вовсе кадры из фильма «Сайлент Хилл» (2006), сны мальчика Коди из «Сомнии» (2016)… И я понял, что эти ассоциации связываются уже не столько с образами кошмаров, сколько со стилистикой. Что вдохновляло тебя как режиссера уже после того, как сценарий был написан?
Е. К.: Ты абсолютно прав, короткометражки Сандберга — именно то, от чего я отталкивался, обдумывая реализацию. У них есть множество достоинств, одно из которых в том, что они работают без слов. Для меня это было важно, поскольку я изначально хотел отправлять фильм на зарубежные жанровые фестивали. Конечно, я мог бы наложить субтитры или вообще сделать всю историю на английском, но меня больше тянуло к сюжету, где ничего говорить не нужно.
Помимо работ Дэвида Ф. Сандберга меня вдохновляли «Незнакомцы» (2008) Брайана Бертино и «Бабадук» (2014) Дженнифер Кент. Череда сцен, где в дом к героине Лив Тайлер приходят «гости», — эффектное и в высшей степени некомфортное зрелище, которое я пересматриваю из года в год. Я мечтал о том, чтобы перенести в начало «Спойлера» хотя бы толику того саспенса, который есть в «Незнакомцах». А «Бабадук» выступал для меня ориентиром во второй части фильма, когда присутствие зла уже становилось видимым. Кроме того, выполненный в холодных тонах «Бабадук» был основным референсом по части общего визуального решения. Мы с командой оглядывались на него и тогда, когда выбирали цвет постельного белья и шторы для ванной, и тогда, когда делали цветокоррекцию.
Д. С.: Помимо того что это просто классная короткометражка, это еще и первый короткий метр от студии «10/09». Ее продюсер Владислав Северцев уже пару месяцев предлагает присылать ему заявки на короткометражки, но большинство из них не проходят по качеству. Как думаешь, что есть в «Спойлере», чего не хватает другим желающим получить финансирование для своих проектов? Какие советы ты мог бы дать начинающим хоррор-сценаристам и режиссерам?
Е. К.: Штука в том, что «Спойлер» не первый мой короткий метр, я уже успел по нескольку раз наступить на все грабли, на которые только можно наступить при производстве хоррор-короткометражек. Эти уроки дали мне четкое понимание того, что нужно делать на съемках нового фильма. И самое главное — чего делать категорически не следует. Например, не следует появляться на съемочной площадке без раскадровки. Это я сейчас о себе говорю — другому режиссеру раскадровка может лишь помешать. Да и не в ней самой дело, а в уверенности в своих силах. И речь не о психологической уверенности в себе, а о банальном понимании того, как ты будешь свой сценарий экранизировать.
Перед тем как в первый раз обсудить со мной «Спойлер», Владислав попросил прислать ему презентацию проекта. В итоге я подготовил документ, в котором было буквально все: раскадровка, актеры и их фильмография, список съемочного оборудования, фотографии локаций и реквизита, музыкальные и визуальные референсы. Кроме того, к моменту разговора с Владиславом мы с оператором уже побывали на месте будущих съемок и отрепетировали там все сцены с актрисой. Так что мой совет простой: пишите то, что вы сможете потом экранизировать.
Д. С.: Расскажи об исполнительнице главной роли в «Спойлере». Анна Васильева хорошо смотрится в образе жертвы, и она уже снималась в «Диггерах» (2016). Легко было с ней работать?
Е. К.: Легко — это не то слово. Мы с ней познакомились на съемках «Диггеров», а потом еще раз встретились на одном кастинге. Там Аня показала такой класс, что я несколько дней ходил под впечатлением и твердо решил, что обязательно приглашу ее в свой следующий проект. Так что главную роль в «Спойлере» я написал специально для нее. К счастью, она согласилась у меня сниматься.
Кстати, был у нас на съемках один весьма показательный случай. Я хотел, чтобы в одной сцене героиня Ани заплакала, поэтому заранее купил ментоловый карандаш. Это такая похожая на помаду штука, которую нужно нанести на веки, чтобы вызвать слезы. Я дал его Ане, а она меня спросила: «Это что?» — «Ну, ментоловый карандаш. Мажешь им глаза и плачешь», — объяснил. Аня посмотрела на меня так, будто я ее очень сильно обидел, и попросила убрать карандаш. И больше никогда его ей не показывать. Мы начали снимать сцену — и слезы, как по команде, потекли у нее из глаз. Мне кажется, если бы я попросил, чтобы из левого глаза у нее вытекло четыре слезы, а из правого — только одна, у нее бы и это получилось. Сюжет «Спойлера» и его хронометраж не позволяют продемонстрировать весь актерский потенциал Ани. Так что я продолжу писать для нее роли.
Д. С.: В титрах помимо Васильевой указаны еще два человека. И одна актриса еще ребенок, верно? Расскажи о них обоих и о том, каково было снимать в хорроре ребенка.
Е. К.: Девочка, которая у нас играет, — это Валя Витер, дочка моего друга Дмитрия Витера — писателя и сценариста, который тоже специализируется на хорроре. Самое интересное, что работать с Валей было так же комфортно, как со взрослыми актерами. Она слишком хорошо воспитана и дисциплинированна, чтобы капризничать на площадке. Ну а что до того, что мы снимали хоррор… Валя, конечно, знала, что играет не в комедии. Однако все сцены с ее участием становились жуткими уже на этапе постпродакшна — после монтажа, цветокоррекции и работы со звуком.
Еще один актер — Ярослав Габров, мой давний добрый друг, который производит видеоконтент, да и просто мастер на все руки. Вообще, на съемках «Спойлера» Ярик был вторым режиссером, но в кадре также появился — в маленькой, но важной роли. Я просто не мог нарушить традицию снимать его во всех своих работах.
Д. С.: А кто кроме тебя работал за кадром? И как ты собирал эту команду?
Е. К.: Оператором-постановщиком был Владимир Казаков, он же занимался монтажом и цветокоррекцией. Я неоднократно работал с Вовой и знаю его как истинного перфекциониста. Он не успокоится, пока не выстроит на съемках тот кадр, который нам нужен. А если сделать это не удается, Вова будет ночи напролет сидеть в видеоредакторах и покадрово обрабатывать материал. А его прекрасная половина Алена Безруких работала с нами на площадке в качестве художника-постановщика.
Владислав Северцев, наш продюсер, обеспечил такой постпродакшн, о котором можно только мечтать. Это была настоящая сказка для режиссера. Только я сказал Владиславу, что мне хотелось бы сделать со снятым материалом — и вот уже Russian Visual Artists в лице Ивана Остроухова и Егора Андрианова делают для нас графику и крутые титры, а над звуком и финальной цветокоррекцией работают профессионалы лучших российских студий. Владислав сам прекрасно знал, что нужно нашему проекту, и пригласил поработать в качестве звукорежиссера перезаписи Юлию Бордачеву. Юля знает и искренне любит страшный жанр. В этом можно убедиться, послушав звуковое сопровождение «Невесты» (2017). Мы провели с ней несколько рабочих смен, которые определили звучание «Спойлера». Я был бы рад в подробностях описать ювелирную работу Юли, но одного интервью для этого не хватит. Приведу любопытный факт. Помнишь такие старые советские игрушки: большие железные пожарные машины, грузовики и самосвалы? Так вот, качели в начале фильма «озвучивает» ржавая ручка, которая выдвигает лестницу на такой пожарной машине.
Д. С.: В «Спойлере» ты использовал собственные рисунки. Как они появились?
Е. К.: Рисунки возникли уже тогда, когда я готовился к съемкам. На тот момент я знал, сколько их должно быть и что нужно изобразить на каждом. Оставалось лишь выбрать стилистику. Я хотел, чтобы рисунки производили впечатление детских, на самом деле таковыми не являясь. И, конечно, чтобы их сюжет моментально считывался зрителем. Так что я взял угольный карандаш и нарисовал на крафтовой бумаге максимально примитивные картинки — с едва заметной отсылкой к Тиму Бёртону.
Д. С.: Ты участвовал в работах над сценариями «Диггеров», «Дизлайка» (2016) и «Вурдалаков» (2017). Сам снял «Валентинку» (2013) и «Лицо» (2014), а перед этим — горячо любимую мной «Фобию» (2011) про енотов. Все это разные по направлению хорроры: ироничные слэшеры, городская мистика, фильм ужасов с фольклорным сеттингом и веселое экспло. У тебя любовь ко всему жанру или есть то, что не нравится? Что бы ты ни за что не стал использовать в своих работах?
Е. К.: Я очень люблю животных, поэтому жестокость по отношению к ним для меня неприемлема. Почти все, кому я озвучивал свою позицию, тут же упрекали: «Значит, животных мы не трогаем, зато на убийства людей в фильмах смотрим спокойно?» Что я могу на это ответить? Ну да, я спокойно могу смотреть фильмы, где люди страдают и гибнут. Наверное, потому что всегда понимаю, что это не по-настоящему. И потому что люди там зачастую гибнут не просто так. А вот с животными убедить себя в том, что это лишь понарошку, сложнее. И животное — это всегда невинное сознание. Даже если, к примеру, собака бросается на человека, она делает это, руководствуясь заложенными природой инстинктами, а не каким-либо злым умыслом. А еще прибавьте к невинности животного то, что человек всегда умнее и сильнее его. Даже когда речь идет о динозавре из «Мира юрского периода» (2015).
Д. С.: А, скажем, изобразил бы ты страдание животного как иллюстрацию человеческой жестокости? Как это делают, например, экологические активисты, снимающие страшные документалки на скотобойнях, только в художественном кино? Или любое обращение к этой образности недопустимо для тебя?
Е. К.: Хороший вопрос. И мой ответ — нет, я не стал бы изображать страдания животного. Я бы иллюстрировал человеческую жестокость или что бы то ни было еще другими способами. При этом я восхищаюсь мужеством защитников животных, вынужденных снимать подобные документальные фильмы. Потому что, очевидно, другие их попытки быть услышанными потерпели крах.
Д. С.: Вернемся к «Спойлеру». Будешь развивать его в полный метр?
Е. К.: Мне очень хочется это сделать. Весь наш короткий метр легко мог бы стать открывающей сценой полнометражного фильма, за которой бы пошли начальные титры, а потом и основная история. Или же он мог бы превратиться в сцену, которая вплетена в основное повествование. Подобно тому как в короткометражной «Пиле» показана сцена с капканом обратного действия, которая является частью сценария полного метра. Наш «Спойлер» — законченная история главной героини, но незаконченная история зла, с которым она сталкивается. Откуда пришло это зло? Как оно возникло? Почему оно выбрало именно ее? Полный метр мог бы ответить на эти вопросы.
Д. С.: Ты был одним из победителей конкурса «10/09» с полнометражным сценарием. Как развивается эта история, что происходит с тем проектом сейчас? «Спойлер» не связан с ним?
Е. К.: История там другая. «Спойлер» мне не давал покоя много лет, а заявку под названием «Рассвет» я придумал специально для конкурса «10/09». Летом Владислав Северцев предоставил мне небольшой тайм-аут, чтобы я мог спокойно закончить «Спойлер». А сейчас мы вернулись к «Рассвету» и уже провели несколько мозговых штурмов. Владислав глубоко разбирается в жанре. Когда мы готовили «Спойлер», он ненавязчиво давал советы, которые в итоге помогали фильму работать. С «Рассветом» похожая ситуация: после наших мозговых штурмов возникли любопытные идеи.
Д. С.: Каким в идеале ты видишь продолжение своей карьеры? О каких достижениях мечтаешь? Где бы хотел оказаться, скажем, через пять лет?
Е. К.: Я смогу спокойно спать после того, как сниму качественный полнометражный хоррор по своему сценарию. Так что через пять лет я бы хотел оказаться на новом интервью с тобой в какой-нибудь уютной кофейне и рассказать о том, как мы это сделали.
Д. С.: Планируешь посылать «Спойлер» на фестивали?
Е. К.: Конечно, очень бы хотелось, чтобы у «Спойлера» была долгая фестивальная жизнь, и мы как раз в ближайшее время планируем решать, куда именно его отправить. Думаю, в большинстве своем это будут жанровые зарубежные фестивали. Собственно, с прицелом на них фильм и был снят — у него даже нет титров на русском языке. Но на российскую «Каплю» я бы его с удовольствием отправил. Я регулярно в ней участвую и однажды даже одержал победу (речь идет о победе «Валентинки» как лучшего короткометражного фильма 2013 года. — Прим. RussoRosso).
Читайте также:
Хорркор. Part 2013–2015: Хорроры по-русски и накоротке
Хорркор. Part 2016: Хорроры по-русски и накоротке
Правила страшного кино, джампскейры и мнение Сандберга
Они начинали с малого: Короткометражки, запустившие карьеры хоррор-режиссеров