Поцелуй черного козла: Топ-16 фильмов ужасов про секты и культы
В этом топе мы решили вспомнить самые яркие и подчас не самые известные триллеры и фильмы ужасов про секты и культы. Наиболее очевидные мы оставили в музее коллективной памяти: в конце концов, без «Детей кукурузы» и «Девятых врат», «Плетеного человека» и «Ребенка Розмари» (и выросших из них «Списка смертников» и «Реинкарнации») не обходится ни один стандартный топ сектантских хорроров. Тем более что некоторые из этих тайтлов будут то и дело упоминаться в качестве очевидных оммажей и неявных заимствований. Фильмов про семью Мэнсона мы также избежали: эта тема достойна отдельного списка. Часть хорроров для удобства объединена по некоторым формальным признакам в группы.
«Седьмая жертва» / The Seventh Victim
(реж. Марк Робсон, 1943)
Мэри Гибсон приезжает в Нью-Йорк на поиски своей пропавшей сестры Жаклин и узнает, что та влилась в ряды секты сатанистов во главе с подозрительно харизматичным психиатром, доктором Джаддом (Луис Конвей). Дебют Марка Робсона, монтажера шедевров Жака Турнёра «Люди-кошки» и «Я гуляла с зомби», хорош атмосферой неясной тревоги, а также потрясающим использованием света и тени оператором Николасом Мусуракой. Впечатление не портят даже смехотворные диалоги и несколько назидательный финал. По части саспенса фильм не уступает лучшим триллерам Хичкока, а сцена в душе вообще опередила «Психо» почти на пару десятков лет.
Важно, что Робсона, как и Турнёра, направляла твердая продюсерская воля Вэла Льютона, прекрасно разбиравшегося в природе страха. В дальнейшем Робсон снимет (вновь с Льютоном) мистический хоррор «Остров мертвых» про эпидемию чумы и вампира на маленьком греческом острове, где главную роль исполнит Борис Карлофф. На закате карьеры, в 70-х, режиссер прогремит фильмом-катастрофой «Землетрясение» со звездным кастом. Однако скромная бэшка «Седьмая жертва» так и останется главной жемчужиной его фильмографии.
«Выход Дьявола» / The Devil Rides Out
(реж. Теренс Фишер, 1968)
Англо-американская экранизация романа Денниса Уитли «Выход Дьявола» важна сразу по нескольким причинам. Во-первых, сценарий к ней написал Ричард Мэтисон — классик хоррора и фантастики, автор романов «Я — легенда», «Сжимающийся человек», рассказа «Дуэль» и сценарист, адаптировавший для кино Эдгара По и Фрица Лейбера. Во-вторых, снял «Выход Дьявола» Теренс Фишер — режиссер классических фильмов британской студии Hammer про Франкенштейна, Дракулу и Мумию, в большинстве которых играл Кристофер Ли. В-третьих, здесь Кристофер Ли предстает вновь в главной, но, что непривычно для хаммеровского периода, вполне положительной роли: он играет благородного герцога Николаса де Ричлоу, пытающегося спасти сына своего покойного друга из тенет сатанинского культа. Помогает Николасу в этом его приятель (несколько деревянный Леон Грин), влюбившийся в служительницу сил зла, а противостоят им глава секты и гипнотизер Мокато (убедительный Чарльз Грей) и сам Дьявол в симпатичном козлоголовом образе. Также имеется борьба с сатанинскими силами внутри нарисованного мелом круга, как в «Вие», очаровательные спецэффекты с гигантским пауком, потешные автомобильные гонки и даже возможность изменить собственное прошлое.
«Обличье сатаны» / The Blood on the Satan’s Claw
(реж. Пьерс Хаггард, 1971)
Название британского исторического хоррора «Обличье сатаны» в оригинале звучит гораздо более завлекательно для зрителя и точнее в отношении сюжета — именно коготь сатаны случайно выкапывают на пашне английские подростки. Впрочем, сначала один из них находит в почве необычный череп и много шерсти, но судья (Патрик Уаймарк, управдом из «Отвращения» Поланского) ему не верит, тем более что артефакты никто, кроме мальчишки, и не видел. Затем начинается кошмар, расплетающийся на почти никак не связанные сюжетные нити. То у деревенской девушки, приглянувшейся молодому господину Питеру, рука трансформируется в уродливую когтистую лапу. То сам Питер, ослепленный дьявольским мороком, вдруг отпиливает себе кисть. То священника деревни пытается совратить, зайдя в церковь топлесс, юная блондинка по имени Эйнджел Блейк почти как у порноактрисы (Линда Хейден). Именно она возглавляет сатанинский культ подростков, приносящих в жертву своих наиболее добросердечных сверстников. И только Питер и судья смогут противостоять дьяволу, похожему (когда его все же показывают) на смоляное чучелко, украшенное шерстью и когтями. В манере телевизионного режиссера Пьерса Хаггарда видна сериальная закваска, так что поневоле представляешь себе современный мини-сериал на ту же тему. И тут же чураешься: в ремейке не было бы подростковой наготы и обаятельных спецэффектов в сценах срезания чертова клейма, проросшего на телах юных служителей культа.
«Дочь для Дьявола» / To the Devil a Daughter
(реж. Питер Сайкс, 1976)
Замыкает это англофильское трио фильм «Дочь для Дьявола», вновь экранизация Денниса Уитли и, пожалуй, последняя успешная картина Hammer: вскоре после ее выхода студия впала в вынужденную спячку почти на 30 лет. Здесь сатанинский отец Майкл (Кристофер Ли, на сей раз в привычной роли зловещего монаха), лидер культа «Дети Бога», борется за душу и тело монашки Катерины (несовершеннолетняя Настасья Кински снялась здесь полностью обнаженной) с автором книг по оккультизму Джоном Вернеем (замечательный Ричард Уидмарк — морщинистый как печеное яблоко), которого вызвал отец девушки (Денхолм Эллиот). Как выясняется, ситуация патовая: девушку хотят использовать на ее 18-летие для вызова Дьявола. Отменный актерский состав, пружинистый ритм и эффектный финальный ритуал позволяют закрыть глаза на то, что «Выход Дьявола» получился все же получше. Впрочем, это заметно, только если посмотреть эти экранизации подряд.
«Братство сатаны» / The Brotherhood of Satan
(реж. Бернард МакЭвети, 1971)
Несколько сумбурная, но полная ярких красок и драйва история городка дьяволопоклонников в Нью-Мексико, куда на свою беду заехал молодой вдовец Бен со своей новой возлюбленной Никки и 8-летней дочкой Китти. Местные жители советуют ему ехать дальше и не оборачиваться — как вскоре выясняется, они похищают детей, чтобы переместить свои души в молодые тела. Вскоре Китти исчезает, и Бену придется немало постараться, чтобы вернуть ее назад. Обаятельный доктор (Строзер Мартин) оказывается лидером культа, а шериф с внешностью короля реднеков (Л. К. Джонс, выступивший здесь одним из авторов сценария и сопродюсером) — единственным приличным человеком. Оба актера за несколько лет до этого сыграли в фильме Сэма Пекинпы «Дикая банда». Это и связывает «Братство сатаны» с двумя следующими картинами про инфернальные культы.
«Адский дождь» / The Devil’s Rain
(реж. Роберт Фуэст, 1975)
Фильм про злобную секту сатанистов и убивающий дождик похоронил кинокарьеру режиссера Роберта Фуэста («Ужасный доктор Файбс», «И скоро наступит тьма»): после этого проекта он практически полностью осел на телевидении. Однако именно здесь встретились такие разные и замечательные люди: левая по убеждениям актриса нуаров и успешный режиссер Ида Лупино, вечный капитан Кирк Уильям Шетнер, сам лидер сатанинской церкви Антон Шандор ЛаВей в роли Верховного жреца культа и его жена Дайан и, наконец, Джон Траволта в дебютной бессловесной роли сатаниста, который, говорят, именно на этих съемках заинтересовался сайентологией. Но главная звезда здесь, безусловно, Эрнест Боргнайн — Датч из «Дикой банды» в роли лидера культа в красном капюшончике. Он с таким наслаждением шевелит бровями, пронзает взглядом и корчит дьявольские гримасы, что сложно поверить в его обещание после этого фильма никогда не сниматься в подобных хоррорах. Впрочем, дело не в какой-то зловещей ауре картины, а в том, что за «Адский дождь», снятый на деньги мафии, Боргнайну так ничего и не заплатили.
«Гонки с дьяволом» / Race with the Devil
(реж. Джек Старретт, 1975)
Это уникальный симбиоз экшна с гонками и драками с параноидальным сатанинским триллером 70-х. Двое друзей Роджер (Питер Фонда) и Фрэнк (Уоррен Оутс) путешествуют со своими женами по стране в комфортабельном трейлере, разбивают палатки на природе и гоняют во время стоянок на своих мотоциклах. Одной несчастливой ночью они становятся невольными свидетелями человеческого жертвоприношения, и за ними через всю страну пускаются в погоню оголтелые фанатики на грузовиках и легковушках. Участие Фонды здесь понятно: после фильмов Кормана и, конечно, «Беспечного ездока» он только и ассоциировался что с сиденьем и рулем мотоцикла и образом дороги. Оутс, четвертая звезда «Дикой банды» в этом блоке, здесь выглядит слегка потрепанным и потерянным, что только придает фильму достоверности — в конце концов, как еще выглядеть, когда за тобой неотступно следует смерть на колесах?
«Все оттенки тьмы» / Tutti i colori del buio
(реж. Серджо Мартино, 1972)
Джейн (Эдвиж Фенек) мучают кошмары, в которых незнакомец с волчьим взглядом (Иван Рассимов) кромсает ножом женщину на кровати. Любовник (Джордж Хилтон) пичкает женщину какими-то синими таблетками, сестра предлагает записаться на сеансы психоанализа, но кошмары не уходят — более того, герой сна вторгается в реальность. Поэтому Джейн и соглашается на предложение соседки вступить в сатанинскую секту — может быть, участие в черной мессе поможет ей выспаться? Оргии, ритуалы и жертвоприношения, психоделические сны в духе «Ящерицы в женской коже» Фульчи, потрясающая работа с цветом и великолепная музыка Бруно Николаи — в своей пятой картине мастер джалло Серджо Мартино передал явный привет «Ребенку Розмари», но сделал это в своей неповторимой манере.
«Секта» / La Setta
(реж. Микеле Соави, 1991)
Еще один итальянский ответ гениальному фильму Полански — похожая на дурной сон «Секта» Микеле Соави. Школьная учительница Джоан (красивая Келли Кёртис, старшая сестра Джейми Ли) подбирает на дороге сбитого старика (Херберт Лом) и на свою беду привозит его домой. Старик быстро приходит в себя и спускается в подвал к Джоан, где, оказывается, есть некий загадочный колодец. Очень скоро девушка оказывается в центре заговора секты, которая хочет, чтобы она родила Антихриста. Сюжет подчиняется особой онейрической логике — иначе как можно объяснить калейдоскоп образов, где встречаются аист-насильник, убивающая маска из человеческой кожи и байкеры-сатанисты, вырезающие в прологе фильма целый лагерь хиппи? Отдельно стоит отметить сюрреалистические сны Джоан и совершенно неожиданный финал. Продюсером фильма выступил Дарио Ардженто, и это именно тот случай, когда все звезды, что называется, сошлись.
«Инициация: Тихая ночь, смертельная ночь 4» /
Initiation: Silent Night, Deadly Night 4
(реж. Брайан Юзна, 1990)
Американский оммаж «Ребенку Розмари» возник в самом неожиданном месте: посередине франшизы про убийцу в костюме Санта-Клауса «Тихая ночь, смертельная ночь». Четвертую часть снял для выпуска сразу на видео Брайан Юзна, и это многое объясняет: создатель «Невесты реаниматора» и «Возвращения живых мертвецов 3» полностью наплевал на рождественский дух и седобородого безумца. Сюжет вращается вокруг женщины-репортера Ким из Лос-Анджелеса (эффектная Нейт Хантер), которая решает написать сенсационный материал об объятой пламенем женщине, упавшей с крыши здания. Вскоре в дело вступает секта ведьм-феминисток, культ Изиды, склизкие монстры и довольно крупные тараканы. Единственная связь с остальными фильмами франшизы — в канун Рождества должен совершиться некий ритуал, суть которого в рождении новой жизни. Изумительно омерзительные спецэффекты, обнаженная Хантер, Рэджи Бэннистер из «Фантазма» и как всегда колоритный Клинт Ховард — фильм стоит смотреть хотя бы ради всего этого. Конечно, как и ради общего ощущения «что, черт возьми, здесь происходит?»
«Левый берег» / Linkeroever
(реж. Питер Ван Хес, 2008)
Параноидальный бельгийский триллер «Левый берег» рассказывает историю спортсменки Мари (дебют Элин Кюппен), поселившейся после травмы у своего нового парня (постоянно оголяющийся Маттиас Шонартс) в мрачном многоквартирном доме на берегу реки Шельды. Несмотря на страстные отношения, Мари чувствует себя не в своей тарелке: жильцы дома выглядят подозрительно, предыдущая обитательница квартиры бесследно исчезла, а в подвале дома пол ощерился пугающей ямой без дна. Языческие ритуалы, жертвоприношения и общая атмосфера надвигающегося ужаса роднят «Левый берег» не только с «Ребенком Розмари», но и с «Плетеным человеком» и «Жильцом», а отменная операторская работа, эмбиентный саундтрек и талантливая игра Кюппен позволяют смириться с неторопливым развитием и общей предсказуемостью сюжета.
«Верующие» / The Believers
(реж. Джон Шлезингер, 1987)
Психиатр Кэл (Мартин Шин) в первые же минуты фильма теряет жену в сцене, достойной «Пункта назначения». С сыном он переезжает из Миннесоты в Нью-Йорк и устраивается работать в полицию, где помогает офицерам с психологическими проблемами. На первом же вызове он сталкивается с неким культом, члены которого заживо освежевали ребенка. Вскоре они станут угрожать жизни 8-летнего сына Кэла.
Джон Шлезингер экранизировал роман Николаса Конде «Религия» про сторонников культа Сантерии, и, хотя неизбежные сравнения с «Сердцем ангела» и «Змеей и радугой» будут не в пользу «Верующих», этот оккультный триллер в целом удался. Шин и Роберт Лоджа в роли начальника полиции традиционно хороши, операторская работа на высоте, а главное, скучать во время просмотра не приходится. Американские критики во главе с Роджером Эбертом в свое время взъелись на шаблонное изображение реально существующей религии, но в жанровом кино к таким вещам придираться по меньшей мере странно. Вопросы есть разве что к совершенно лишнему финалу, но его можно благополучно забыть.
«Плохие сны» / Bad Dreams
(реж. Эндрю Флемминг, 1988)
Синтия (Дженнифер Рубин, наркоманка из третьей части «Кошмара на улице Вязов») впала в кому еще ребенком, когда лидер их оккультно-хипповской «семьи» Харрис (Ричард Линч) попытался убить всех своих учеников и сгорел сам. Когда единственная выжившая девушка приходит в себя, то понимает, что Харрис вернулся и теперь убивает пациентов больницы во сне.
Сходство с франшизой про Фредди Крюгера переходит все рамки приличий, но дебют Эндрю Флемминга смотрится значительно мрачнее подросткового мочилова в ночных кошмарах, начатого Уэсом Крейвеном четырьмя годами ранее. Быть может, дело в советах, которые режиссеру прямо на съемочной площадке любезно давал сам Джеймс Кэмерон. К тому же талантливый актер Линч демонстрирует свое пугающее очарование без какого-либо грима — в годы лихой юности он поджег свое лицо, находясь под воздействием ЛСД. Поклонники Guns N’ Roses не должны пропустить песню Sweet Child O’ Mine на финальных титрах.
«Повелитель иллюзий» / Lord of Illusions
(реж. Клайв Баркер, 1995)
Частный детектив из Нью-Йорка (Скотт Бакула) принимается за новое дело: он должен защищать копперфильдоподобного иллюзиониста (Кевин Дж. О’Коннор) и его жену (Фамке Янссен) от преследования фанатиков-сектантов. 13 лет назад маг временно лишил сил и похоронил их лидера Никса, который, судя по знакам, вот-вот должен вернуться.
Кому, как не Клайву Баркеру, снимать фильм про магию и секту — достаточно вспомнить симпатяг-сенобитов из «Восставших из ада» и парочку молодых миссионеров, поклоняющихся инфернальному Мамуляну в «Проклятой игре». В «Повелителе иллюзий» автор виртуозно скрестил неонуар, мистический триллер и сатиру на Голливуд, добавив мрачных эсхатологических настроений. А еще это очень здорово снятое кино — чего стоит одна только сцена, где остепенившиеся ученики Никса, услышав годы спустя созывающий их глас, собираются в дорогу.
«Марта, Марси Мэй, Марлен» / Martha Marcy May Marlene
(реж. Шон Дёркин, 2011)
Сбежав из секты во главе с похожим на Мэнсона лидером (Джон Хоукс), Марта (блестящая актерская работа Элизабет Олсен) приезжает в уютный загородный дом к своей старшей сестре Люси (Сара Полсон) и ее мужу. Девушка не может избавиться от параноидального ощущения, что ее ищут, но решает ничего не рассказывать родным.
Шон Дёркин и продюсер Антонио Кампос мастерски показали последствия психологической травмы, не злоупотребляя шокирующими подробностями. Марта увидела нечто такое, что навсегда отпечаталось в ее сознании, но при этом надо как-то продолжать дышать и двигаться. Один из самых пугающих пунктов этого списка лучших триллеров и фильмов ужасов о сектах рассказывает не столько про жуткие культы, сколько про цену, которую платишь за участие в них. Одну из ролей в картине играет нынешний любимец ценителей артхауса Брэйди Корбет.
«Изъяны» / Faults
(реж. Райли Стернс, 2014)
В «Изъянах» тоже рассказывается история девушки, покинувшей секту, но режиссер Стернс выбрал взгляд со стороны. Главный герой — Ансель Рот (бенефис Лиленда Орсера, известного по небольшой роли в фильме «Семь»), спец по культам и депрограммированию, автор нескольких книг, который перебивается случайными лекциями и в буквальном смысле живет в машине. Однажды он получает заказ от родителей Клэр (Мэри Элизабет Уинстед), которые слезно просят его спасти дочь и вправить ей промытые сектой мозги. Ансель соглашается, похищает девушку и привозит в отель, где будет возвращать ее к нормальной жизни в течение пяти дней. Камерный низкобюджетный триллер фактически «на двоих» отменно смотрится благодаря актерским работам и особенно радует в финале.
Почетные упоминания:
«Тучи над Борском» (реж. Василий Ордынский, 1960). На шестидесятые в СССР пришелся не только расцвет кинематографа оттепели, но и бум антирелигиозных фильмов по заказу Хрущева. Пожалуй, лучший из них – это картина с молодым Никитой Михалковым, играющим противного попа в школьном спектакле. Инна Гулая, покончившая с собой в 1990 году, играет девушку, попавшую в сети сектантов-пятидесятников. Саспенса хватает в избытке.
«Дети Сатаны» / Satan’s Children (реж. Джо Визицки, 1974). Юноша, изнасилованный байкерами, приходит в себя в лагере сатанистов, где ему тоже не очень рады, а затем берется за ружье и мстит всем, включая свою сексуально озабоченную сестру. Бездарно снятый, сыгранный и смонтированный, но тем и милый эксплойтейшн, полный секса и насилия.
Альманах «З/Л/О 2» (2013). Новелла «Убежище» / Safe Haven (реж. Тимо Тьяджанто и Гарет Эванс, 2013) от создателей «Рейдов» и «Апостола» (тоже, кстати, парафраза «Плетеного человека»). Визит репортеров в индонезийскую секту оборачивается кошмаром и явлением рогатого дьявола.
«Таинство» / The Sacrament (реж. Тай Уэст, 2013). Что было бы, если бы секта Джима Джонса все еще существовала и в нее нагрянули с визитом журналисты из Vice. Светоч мамблкора Джо Свонберг в одной из главных ролей.
«Приглашение» / The Invitation (реж. Карин Кусама, 2015). Не выдающийся, но динамичный камерный триллер про незадачливого молодого человека (Логан Маршалл-Грин, патентованный двойник Тома Харди), заглянувшего на вечеринку к своей бывшей жене и попавшего на праздник сатанистов. Выживут не все.