«Апостол»: Опиум для народа

На Netflix вышел причудливый фолк-хоррор от режиссера дилогии «Рейд» (2011, 2014). Смотрим, как сильно поменялся нрав и драйв Гарета Эванса.


«Апостол» / Apostle (2018)

Режиссер: Гарет Эванс
Сценарий: Гарет Эванс
Оператор: Мэтт Флэннери
Продюсеры: Гарет Эванс, Эд Талфан, Арам Терцакян и другие
Дистрибьютор: платформа Netflix (доступен с 12 октября)


Начало XX века, Эдвардианская эпоха. На отдаленном валлийском острове, пребывающем в немилости короны, живут нехристи, которые к тому же не платят налоги. Неоязыческой сектой руководит пророк (Майкл Шин), открыто проповедующий сопротивление империи. У поселенцев большие проблемы: король периодически засылает шпионов, деньги на поставку товаров с материка отсутствуют, а богиня, которой молятся сектанты, не очень помогает справиться с гибелью урожая. Отчаявшись, пророк и его приближенные похищают девушку из состоятельной семьи, но вместо выкупа получают ее брата Томаса (Дэн Стивенс), полного решимости и желания освободить любимую родственницу. Молодой человек с голубыми глазами и подозрительным видом трясется в поезде, а затем в трюме корабля — его приезд наведет шороху в этом поселении у черта на куличках.

Режиссер Гарет Эванс, родившийся и выросший в Уэльсе, стал известен после дилогии «Рейд», которую расцеловали критики и полюбили зрители множества стран. Этот индонезийский убер-боевик стал примером того, как в нулевых можно делать драйвовые экшн-фильмы без привлечения ветеранов жанра и голливудских звезд. Вышедший на Netflix «Апостол» — своеобразное возвращение режиссера на родную землю: наигравшись в крутого азиатского бойца, Эванс наряжается в старомодные одеяния и отправляется в британское прошлое исследовать вопросы веры и насилия.

Первая ассоциация, которую подкидывает новый фильм Эванса, — это «Плетеный человек» (1973), культовый фолк-хоррор про ученого, приезжающего к сектантам-островитянам. Правда, в «Апостоле» детективная линия заменена на напряженный триллер. Ищущий сестру Томас уверен, что она действительно находится на острове, зато сомневается в существовании Бога. Когда-то парень был миссионером в Пекине, но домиссионерился до пыток и поломанного рассудка. Сейчас Томас немного не в себе, а веру в Бога заменило пристрастие к наркотикам. Бывший обитатель «Аббатства Даунтон» и воин «Легиона» Дэн Стивенс убедительно пучит глаза, напрягает жилы на шее и хмуро косится на местных сектантов. К Майклу Шину, который тут отвечает за роль антагониста, вопросов по части актерской игры тоже нет (хотя могут быть вопросы к его стрижке «под горшок»).

«Апостол» начинается очень неспешно, и первое время мистика в фильме сквозит едва-едва. Зато когда хронометраж перевалит за половину, нагнетаемый саспенс внезапно расцветет всевозможными оттенками кровавого. Сцена, в которой Стивенс убегает от трупнокожей старухи в полной нечистот канализации, указывает на сверхъестественность событий — да, культ на острове основан на действительно существующем божестве. После этого в картине появляется звериный первобытный драйв: одна за другой следуют прекрасные натуралистичные экшн-сцены — лезвия надрезают не одно горло, а уж мясные пытки и окровавленные конечности и сосчитать тяжело.

Кино здорово напоминает смесь фолк-хоррора и «нового экстрима»: язычество здесь встречается с натуралистичным насилием, что воплощается в истории главного героя (атеиста, наркомана и разуверившегося христианина), который встречает пастырей культа и древнее питающееся кровью существо. В этот раз насилие интересует Эванса не только как самоценный прием: «Апостол» — это убедительная исследовательская работа на тему столкновения двух культур. Зритель, ждущий чего-то похожего на «Рейды», скорее всего, останется разочарованным, зато фильм наверняка получит поклонников хоррора. Всем не угодишь: в каком-то смысле «Апостол» ровно об этом и сообщает.

Читайте также:

Рецензия на «Придержи тьму»
Рецензия на «Калибр»

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter
  • Александр

    Понравилось всё! Очень хочу смотреть.

WordPress: 12.57MB | MySQL:206 | 0,262sec