«Секретные материалы»: 6 любимых эпизодов авторов RussoRosso
Тридцать лет назад, 10 сентября 1993 года, на экраны вышел первый эпизод культового проекта «Секретные материалы». Одна из самых любимых сериальных пар всего мира, 9 сезонов до 2002 года и 2 дополнительных спустя 14 лет, 2 полнометражных фильма и толпы фанатов. Знаменитое «I want to believe» цитируется во множестве фильмов и сериалов и написано на плакатах в офисах и квартирах самых разных персонажей. Страшные монстры, любимые сюжеты и даже участие самого Стивена Кинга. Авторы RussoRosso решили вспомнить, за что любят проект, и поделились самыми дорогими сердцу эпизодами.
1 сезон, 1 эпизод
Пилот
«Секретные материалы» — богатый и универсальный архив конспирологических теорий, жанровых экспериментов и поп-культурных сокровищ. За 30 лет сериал не превратился в сувенир из 90-х, а приобрёл пророческое и (опять) актуальное звучание. Малдер и Скалли — моя семья с самого детства, а сериал Криса Картера — как китайская книга перемен, которая всегда открывается на нужной странице. Любимых эпизодов множество: Aqua Mala, Ice, Triangle и, конечно, Postmodern Prometeus (о нём я уже писала). Но сегодня, в день тридцатилетия сериала, как никогда хочется вернуться к началу и вновь признаться в любви пилотному эпизоду.
Заходит как-то медичка Скалли в подвал бюро расследований, а там где-то между кипами досье и коробок диафильмов ищет следы инопланетных цивилизаций чудик Малдер. Два полярных взгляда на устройство мира встретились и отправились искать истину. Нашли ли они её? Не так уж важно, но главное, что и 30 лет спустя не бросили искать.
Канал FOX на старт паранормального процедурала положил внушительную сумму в 2 млн долларов, хоть и не совсем верил в потенциал популярной конспирологии. Как оказалось, зря.
Первый же эпизод the X-Files предлагает трепетный контакт, детективное расследование, эксгумацию гуманоидов и украденное время: после исчезновения девяти минут вера Малдера окрепла, а скептицизм Скалли дрогнул первый раз. Если для вас «Секретные материалы» — смутное воспоминание из детства, сегодня лучший повод начать приключение заново или впервые. Кто знает, может знакомство станет началом крепкого союза и долгого путешествия. Как бы ни случилось, сцену, где Малдер и Скалли смеются под дождем стоит увидеть всем!
Настасья Горбачевская
1 сезон, 13 эпизод
«Где-то за морем» / Beyond the Sea
Не все серии «Секретных материалов» посвящены пришельцам. Отступления от основной линии именуются телевизионщиками «монстр недели» и призваны расширить потенциальную аудиторию за счёт сторонних тем. «Где-то за морем» относится именно к таким эпизодам. Эта серия повествует о двух маньяках. Один, Лютер Ли Боггс, находится в тюрьме в ожидании смертной казни, а второй — на свободе. Он похищает влюблённые парочки, в течение недели издевается над ними, а потом убивает. Боггс утверждает, что у него были видения, и что он может помочь поймать маньяка. Взамен же он хочет отмены смертного приговора.
Этот эпизод удостоился высоких оценок со стороны критиков, а создатели сериала отмечали в числе любимых. Это и неудивительно, ведь серия вышла по-настоящему драматичной.
Образ Лютера Ли Боггса отлично воплотил культовый актёр Брэд Дуриф. Создатели проявили настойчивость, стремясь заполучить Дурифа на роль маньяка-ясновидящего (студия не только согласилась увеличить гонорар, но и предоставила актёру дополнительную неделю для вживания в образ). Дуриф, переигравший немало злодеев, сделал своего героя амбивалентным. С одной стороны его персонаж серийный убийца, а с другой — человек, одержимый страхом смерти. Между Скалли и Боггсом возникает странная симпатия (совсем как между Ганнибалом Лектером и Клариссой Старлинг), так что он искренне помогает ей найти похищенных подростков. Боггсом движет не только страх смерти, но и боязнь неизбежной расплаты за грехи. Предсмертные добрые дела, конечно, не оправдывают Боггса, однако его противоречивая личность ещё раз убеждает, что бог и дьявол борются не в макромире, а внутри каждой отдельной души.
Андрей Волков
3 сезон, 20 эпизод
«»Из открытого космоса» Джо Чанга» / Jose Chung’s «From Outer Space»
Если вам лень пересматривать все 218 эпизодов «Секретных материалов», то, умоляю, включите именно эту серию. Это — его квинтэссенция, его ДНК. К тому же приправленная изрядной долей самоиронии.
В принципе, всё уже понятно с первых кадров: на фоне звёздного неба появляется канонический звездолёт. Камера отъезжает и он оказывается… дном подъёмной платформы для ремонтных работ электросетей. И таких обманок здесь будет много.
В серии смешалось всё: летающие тарелки, шаблонные пришельцы, теории заговоров, ложные воспоминания, люди в чёрном, тайные испытания американских ВВС, эксцентричный писатель, new age и козлоногий лорд Кинбот, материализовавшийся непосредственно из центра Земли. А ещё агент Малдер, в одной из версий этой головокружительной истории ведущий себя как типичный андроид. В общем всё, за что мы так любим «Секретные материалы».
Вишенкой на торте окажется нервно закуривающий «серый» пришелец, бесконечно повторяющий: «Этого не может быть!».
Дмитрий Шаля
5 сезон, 12 эпизод
«Дурная кровь» / Bad Blood
Юмор нераздельно связан с «Секретными материалами». Несмотря на мрачное содержание сюжета, создатели всегда находили возможность пошутить: от саркастичных комментариев Фокса Малдера до отдельных «монстров недели», сочетающих в себе атмосферу пропитанного саспенсом мистического триллера с чёрной комедией. Одним из таких примеров является «Дурная кровь».
Построенная на приеме «ненадёжного рассказчика» (из-за чего очень сильно страдает приглашённая звезда в лице Люка Уилсона), серия высмеивает классические вампирские образы, порождённые произведениями массовой культуры, вроде романа «Дракула» Брэма Стокера и его последующими экранизациями. Пытаясь объединить веру Малдера и скептицизм Скалли, сценарист Винс Гиллиган создал уникального монстра: лишённый большинства известных слабостей, наделённый психологическими проблемами и страстно желающий стать Дракулой. В итоге получается неспособный контролировать свои порывы маньяк, получающий лишь презрение в свой адрес, — нелепое и одновременно пугающее создание, разрушающее привычные представления о кровососущих чудовищах, но впечатляющее реалистичностью и проработанностью.
Артём Петров
5 сезон, 19 эпизод
«Обоюдное сумасшествие» / Folie a Deux
В отличие от многих эпизодов «Секретных материалов», «Безумие вдвоем» выстраивается не как запутанный детектив, а как чистый хоррор. Вся интрига здесь раскрывается ещё в прологе: что, если рядом с нами существует монстр, который прячется в дневном свете? И что, если способность видеть его заразна?
Эта идея сама по себе могла бы стать основой для отличного фильма в духе «Извне» (1986) или более свежей «Пустоты» (2016). При этом — ещё одно важное отличие от большинства серий — в «Безумии вдвоем» нет даже намеков на ответы. Откуда взялось это чудовище? Как долго оно живёт среди людей? Есть ли ещё такие же монстры среди нас? Что ему, в конце концов, нужно? Малдер и Скалли, обычно находящие нити к разгадкам — даже если нити эти ведут за грань привычной нам реальности — на этот раз остаются ни с чем. Можно лишь понять, как действует этот насекомообразный похититель душ, и, если повезет, сбежать от него куда подальше. Пожалуй, ни один другой эпизод «Секретных материалов» не приближался настолько близко к лавкрафтианской эстетике — леденящему, непонятному, но отвратительно реальному чувству липкого ужаса, которое возникает у человека, обнаружившего, что за пределами обыденного мира лежит бездна, заполненная хищными тенями.
Дмитрий Соколов
7 сезон, 13 эпизод
«Стрелялка от первого лица» / First Person Shooter
«Одинокие стрелки» просят помощи у Фокса Малдера и Дану Скалли: у компьютерных гениев возникли проблемы с тестируемой виртуальной игрой, которая вот-вот должна выйти на игровой рынок. Несколько игроков, умирая в игре, умирают и в реальности. Причём никто не знает почему. А убийца выбирает всё более изощрённые способы убийства, начав со стрелкового оружия и перейдя на меч для большего запугивания жертв.
«Секретные материалы», как и «Симпсоны», за долгую жизнь на телевидении сумели многое предсказать. Создатели смогли предвидеть технологию VR, на основе которой игры получаются максимально реалистичными. Я, как и Фокс, до сих пор мечтаю сыграть во что-то подобное. В 7 сезоне, в «Шутере от первого лица», главные герои попадают в такую виртуальную реальность, чтобы защитить ничего не подозревающих игроков от смертельной опасности, даже если это будет им стоить собственной жизни. Малдеру и Скалли даже удаётся попасть на второй уровень, который считается непроходимым. Там они должны будут выяснить, кто же всё-таки запустил смертельного игрока в проект, где победитель может быть либо человеком, либо ИИ.
Дмитрий Бортников