«Секретные материалы»: 6 любимых эпизодов авторов RussoRosso

«Секретные материалы»: 6 любимых эпизодов авторов RussoRosso


АЛАН КРАНК. ХАРАМ

Тридцать лет назад, 10 сентября 1993 года, на экраны вышел первый эпизод культового проекта «Секретные материалы». Одна из самых любимых сериальных пар всего мира, 9 сезонов до 2002 года и 2 дополнительных спустя 14 лет, 2 полнометражных фильма и толпы фанатов. Знаменитое «I want to believe» цитируется во множестве фильмов и сериалов и написано на плакатах в офисах и квартирах самых разных персонажей. Страшные монстры, любимые сюжеты и даже участие самого Стивена Кинга. Авторы RussoRosso решили вспомнить, за что любят проект, и поделились самыми дорогими сердцу эпизодами.


1 сезон, 1 эпизод
Пилот


«Секретные материалы» — богатый и универсальный архив конспирологических теорий, жанровых экспериментов и поп-культурных сокровищ. За 30 лет сериал не превратился в сувенир из 90-х, а приобрёл пророческое и (опять) актуальное звучание. Малдер и Скалли — моя семья с самого детства, а сериал Криса Картера — как китайская книга перемен, которая всегда открывается на нужной странице. Любимых эпизодов множество: Aqua Mala, Ice, Triangle и, конечно, Postmodern Prometeus (о нём я уже писала). Но сегодня, в день тридцатилетия сериала, как никогда хочется вернуться к началу и вновь признаться в любви пилотному эпизоду.

Заходит как-то медичка Скалли в подвал бюро расследований, а там где-то между кипами досье и коробок диафильмов ищет следы инопланетных цивилизаций чудик Малдер. Два полярных взгляда на устройство мира встретились и отправились искать истину. Нашли ли они её? Не так уж важно, но главное, что и 30 лет спустя не бросили искать.

Канал FOX на старт паранормального процедурала положил внушительную сумму в 2 млн долларов, хоть и не совсем верил в потенциал популярной конспирологии. Как оказалось, зря.

Первый же эпизод the X-Files предлагает трепетный контакт, детективное расследование, эксгумацию гуманоидов и украденное время: после исчезновения девяти минут вера Малдера окрепла, а скептицизм Скалли дрогнул первый раз. Если для вас «Секретные материалы» — смутное воспоминание из детства, сегодня лучший повод начать приключение заново или впервые. Кто знает, может знакомство станет началом крепкого союза и долгого путешествия. Как бы ни случилось, сцену, где Малдер и Скалли смеются под дождем стоит увидеть всем!

Настасья Горбачевская


1 сезон, 13 эпизод
«Где-то за морем» / Beyond the Sea

Не все серии «Секретных материалов» посвящены пришельцам. Отступления от основной линии именуются телевизионщиками «монстр недели» и призваны расширить потенциальную аудиторию за счёт сторонних тем. «Где-то за морем» относится именно к таким эпизодам. Эта серия повествует о двух маньяках. Один, Лютер Ли Боггс, находится в тюрьме в ожидании смертной казни, а второй — на свободе. Он похищает влюблённые парочки, в течение недели издевается над ними, а потом убивает. Боггс утверждает, что у него были видения, и что он может помочь поймать маньяка. Взамен же он хочет отмены смертного приговора.

Этот эпизод удостоился высоких оценок со стороны критиков, а создатели сериала отмечали в числе любимых. Это и неудивительно, ведь серия вышла по-настоящему драматичной.

Образ Лютера Ли Боггса отлично воплотил культовый актёр Брэд Дуриф. Создатели проявили настойчивость, стремясь заполучить Дурифа на роль маньяка-ясновидящего (студия не только согласилась увеличить гонорар, но и предоставила актёру дополнительную неделю для вживания в образ). Дуриф, переигравший немало злодеев, сделал своего героя амбивалентным. С одной стороны его персонаж серийный убийца, а с другой — человек, одержимый страхом смерти. Между Скалли и Боггсом возникает странная симпатия (совсем как между Ганнибалом Лектером и Клариссой Старлинг), так что он искренне помогает ей найти похищенных подростков. Боггсом движет не только страх смерти, но и боязнь неизбежной расплаты за грехи. Предсмертные добрые дела, конечно, не оправдывают Боггса, однако его противоречивая личность ещё раз убеждает, что бог и дьявол борются не в макромире, а внутри каждой отдельной души.

Андрей Волков


3 сезон, 20 эпизод
«»Из открытого космоса» Джо Чанга» / Jose Chung’s «From Outer Space»

Если вам лень пересматривать все 218 эпизодов «Секретных материалов», то, умоляю, включите именно эту серию. Это — его квинтэссенция, его ДНК. К тому же приправленная изрядной долей самоиронии.

В принципе, всё уже понятно с первых кадров: на фоне звёздного неба появляется канонический звездолёт. Камера отъезжает и он оказывается… дном подъёмной платформы для ремонтных работ электросетей. И таких обманок здесь будет много.

В серии смешалось всё: летающие тарелки, шаблонные пришельцы, теории заговоров, ложные воспоминания, люди в чёрном, тайные испытания американских ВВС, эксцентричный писатель, new age и козлоногий лорд Кинбот, материализовавшийся непосредственно из центра Земли. А ещё агент Малдер, в одной из версий этой головокружительной истории ведущий себя как типичный андроид. В общем всё, за что мы так любим «Секретные материалы».

Вишенкой на торте окажется нервно закуривающий «серый» пришелец, бесконечно повторяющий: «Этого не может быть!».

Дмитрий Шаля


5 сезон, 12 эпизод
«Дурная кровь» / Bad Blood

Юмор нераздельно связан с «Секретными материалами». Несмотря на мрачное содержание сюжета, создатели всегда находили возможность пошутить: от саркастичных комментариев Фокса Малдера до отдельных «монстров недели», сочетающих в себе атмосферу пропитанного саспенсом мистического триллера с чёрной комедией. Одним из таких примеров является «Дурная кровь».

Построенная на приеме «ненадёжного рассказчика» (из-за чего очень сильно страдает приглашённая звезда в лице Люка Уилсона), серия высмеивает классические вампирские образы, порождённые произведениями массовой культуры, вроде романа «Дракула» Брэма Стокера и его последующими экранизациями. Пытаясь объединить веру Малдера и скептицизм Скалли, сценарист Винс Гиллиган создал уникального монстра: лишённый большинства известных слабостей, наделённый психологическими проблемами и страстно желающий стать Дракулой. В итоге получается неспособный контролировать свои порывы маньяк, получающий лишь презрение в свой адрес, — нелепое и одновременно пугающее создание, разрушающее привычные представления о кровососущих чудовищах, но впечатляющее реалистичностью и проработанностью.

Артём Петров


5 сезон, 19 эпизод
«Обоюдное сумасшествие» / Folie a Deux

В отличие от многих эпизодов «Секретных материалов», «Безумие вдвоем» выстраивается не как запутанный детектив, а как чистый хоррор. Вся интрига здесь раскрывается ещё в прологе: что, если рядом с нами существует монстр, который прячется в дневном свете? И что, если способность видеть его заразна?

Эта идея сама по себе могла бы стать основой для отличного фильма в духе «Извне» (1986) или более свежей «Пустоты» (2016). При этом — ещё одно важное отличие от большинства серий — в «Безумии вдвоем» нет даже намеков на ответы. Откуда взялось это чудовище? Как долго оно живёт среди людей? Есть ли ещё такие же монстры среди нас? Что ему, в конце концов, нужно? Малдер и Скалли, обычно находящие нити к разгадкам — даже если нити эти ведут за грань привычной нам реальности — на этот раз остаются ни с чем. Можно лишь понять, как действует этот насекомообразный похититель душ, и, если повезет, сбежать от него куда подальше. Пожалуй, ни один другой эпизод «Секретных материалов» не приближался настолько близко к лавкрафтианской эстетике — леденящему, непонятному, но отвратительно реальному чувству липкого ужаса, которое возникает у человека, обнаружившего, что за пределами обыденного мира лежит бездна, заполненная хищными тенями.

Дмитрий Соколов


7 сезон, 13 эпизод
«Стрелялка от первого лица» / First Person Shooter

«Одинокие стрелки» просят помощи у Фокса Малдера и Дану Скалли: у компьютерных гениев возникли проблемы с тестируемой виртуальной игрой, которая вот-вот должна выйти на игровой рынок. Несколько игроков, умирая в игре, умирают и в реальности. Причём никто не знает почему. А убийца выбирает всё более изощрённые способы убийства, начав со стрелкового оружия и перейдя на меч для большего запугивания жертв.

«Секретные материалы», как и «Симпсоны», за долгую жизнь на телевидении сумели многое предсказать. Создатели смогли предвидеть технологию VR, на основе которой игры получаются максимально реалистичными. Я, как и Фокс, до сих пор мечтаю сыграть во что-то подобное. В 7 сезоне, в «Шутере от первого лица», главные герои попадают в такую виртуальную реальность, чтобы защитить ничего не подозревающих игроков от смертельной опасности, даже если это будет им стоить собственной жизни. Малдеру и Скалли даже удаётся попасть на второй уровень, который считается непроходимым. Там они должны будут выяснить, кто же всё-таки запустил смертельного игрока в проект, где победитель может быть либо человеком, либо ИИ.

Дмитрий Бортников

Share on VK
RussoRosso

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!


ПУНКТ НАЗНАЧЕНИЯ. СМЕРТЕЛЬНАЯ ИГРА
  • Пёс Ды-Хун

    Мне понравился эпизод про деревенщин насиловавших свою мать.

    А ещё был прикольный эпизод, в котором Малдер один отправился в какой-то городок, и постоянно звонил Скалли, рассказывая о странных происшествиях, а она ему всё научно объясняла.

WordPress: 12.13MB | MySQL:112 | 1,054sec