10 анимационных кошмаров из Австралии, Великобритании, Ирландии и США
RussoRosso снова обращается к странной анимации. На этот раз мы выбрали десятку лучших мультфильмов из англоязычных стран.
«Кролик» / Rabbit
(реж. Ран Рейк, 2005)
Если многие хорроры работают за счет недосказанности и намеренных пропусков, то англичанин Ран Рейк все делает наоборот. В его короткометражке Rabbit все объекты (мальчик, девочка, нож, кролик, языческий идол) подписаны английским текстом прямо на экране. Неоспоримость вымышленных законов физики становится страшной движущей силой в этой на редкость изощренной в своей жестокости сказке о людской жадности и этике богов.
«Двойной король» / Double King
(реж. Феликс Колгрейв, 2017)
Странное двуногое существо с короной на голове заходит в тронный зал другого монарха — крысы, вырывает череп из его головы и отбирает корону. Став «двойным королем», странное существо продолжает одиссею по психоделическому миру в духе мультсериалов Cartoon Network, убивая разных правителей и собирая все больше корон, и в конце концов доходит до самого ада. Свою дебютную короткометражку режиссер Феликс Колгрейв рисовал два года, создавая замкнутый в себе фэнтези-мир без людей, живущий по законам черного слэпстика.
Devil Eyes
(реж. Пол Робертсон, 2002)
До того как звездного восьмибитного аниматора Пола Робертсона начали приглашать в проекты уровня «Рика и Морти» и «Гравити Фолз», он прославился собственными ядерными экшн-короткометражками Pirate Baby’s Cabana Battle Street Fight 2006 и Kings of Power 4 Billion %. Эти безумные фильмы, стилизованные под лихие игры-платформеры и приправленные долей телесного хоррора, сделали австралийца Робертсона культовой личностью на YouTube и в ЖЖ середины нулевых, но, кажется, самую западающую в память работу он создал еще раньше, в самом начале карьеры. Совмещающий атмосферные локации из забытого богом платформера и зловещую акустическую гитару фильм Devil Eyes — минималистичная история дружбы подбитого плюшевого котенка и плюшевой панды с до конца не объяснимой кровавой кульминацией, вызывающей глубинный трепет.
«Приключения Осьмикота» / Octocat Adventures
(реж. Дэвид О‘Рейли, 2008)
В 2008 году один из ведущих независимых аниматоров своего поколения Дэвид О’Рейли выложил первую часть нарисованных в Paint «Приключений Осьмикота» от лица вымышленного девятилетнего мальчика Рэнди Питерса. Неуклюжий и наивный мультик про кота-осьминога в поисках родителей моментально стал мемом Форчана, принявшего все за чистую монету. В то же время с каждой новой сценой «Приключения» наполнялись более странными и кошмарными деталями (таинственная черная книга, порталы, неожиданная кровь на экране и душераздирающий вопль героя), пока, в конце концов, не превратился из кривого стебного мультика в трехмерную экзистенциальную драму.
«Человек в нижнем левом углу фотографии» / The Man in the Lower-Left Hand Corner of the Photograph
(реж. Роберт Морган, 1997)
Посреди страшной разлагающейся комнаты уродливый старик с куском мяса в руке гоняется за жирной личинкой. Остановившись, он смотрит на собственное фото и в зеркало, после чего приоткрывает глазок в стене и заглядывает в соседнюю квартиру, совсем как герой четвертой части игры Silent Hill. Соседка за стенкой совершает суицид, и старик решает забрать ее тело к себе домой, кажется, чтобы спастись от одиночества. Эту пугающую саму по себе завязку режиссер Роберт Морган доводит до абсолютно гротескной кульминации, буквально осязаемой благодаря средствам кукольной анимации.
«Шесть блюющих мужчин» / Six Men Getting Sick (Six Times)
(реж. Дэвид Линч, 1966)
До того как стать кинорежиссером, Дэвид Линч занимался живописью, поэтому неудивительно, что его дебютная короткометражка «Шесть блюющих мужчин» — что-то вроде переходного этапа между двумя видами искусств. В этой авангардной инсталляции под разрывающий перепонки синт-саундтрек происходит ровно то, что обещает название: шестеро мужчин шесть раз подряд страдают рвотой. Это глубоко странное видение даже спустя 50 лет после премьеры сохраняет эффект, вызывающий у зрителя физический дискомфорт.
«Зуб мудрости» / Wisdom Teeth
(реж. Дон Херцфельд, 2010)
В фильмографии Дона Херцфельда, включающей в себя номинированную на «Оскар» черную мета-комедию «Отвергнутые» (2000), экзистенциальную мелодраму «Какой замечательный день» (2011) и грустный сайфай «Мир будущего» (2015), странный и короткий «Зуб мудрости» кажется совершенно необязательным. Пусть так, но эта абсурдистская работа с элементами боди-хоррора оказывается слишком эффективной в вопросах зрительского напряжения и шока, чтобы проходить мимо нее.
H is for Head Games
(реж. Билл Плимптон, 2014)
Многие фанаты хорроров впервые столкнулись с творчеством классика американской независимой анимации Билла Плимптона во время просмотра альманаха «Азбука смерти 2» (2014). Его короткий сегмент Head Games, традиционно лихо нарисованный шариковой ручкой, в контексте всего произведения ставил в недоумение. Однако при отдельном просмотре он становится не только удачным введением в эксцентричное творчество режиссера, но и вполне эффектной зарисовкой. Любовники начинают с поцелуя, продолжают укусами и заканчивают уничтожением тел друг друга — чем не правда жизни, доступная к изображению только лишь средствами анимации.
«Крем» / Cream
(реж. Дэвид Фирт, 2017)
Творчество английского аниматора Дэвида Фирта должно быть знакомо читателям как минимум по клипу Flying Lotus на песню Ready Err Not, который мы включали в подборку страшных музыкальных видео. В режиссерском дебюте Kuso того же Flying Lotus Фирт выступил в качестве аниматора и соавтора сценария. При этом на его собственном популярном канале на YouTube за последние лет десять накопилось пару десятков по-настоящему ужасных короткометражек и веб-сериалов, часто поражающих воображение жестокостью и отвратительностью. Новая относительно сдержанная работа Фирта Cream рассказывает про изобретение крема, обладающего божественными целебными свойствами, и напоминает эпизод «Черного зеркала», с тем лишь отличием, что Cream выглядит снятой на помойке, а не в стерильной больничной палате из будущего.
A Life Well Lived
(реж. Брайан Тесслер, Джон Бейкен, 2016)
Безумный канал Cool 3D World, основанный парой иронично настроенных нью-йоркских 3D-художников, содержит множество нарочито грубо нарисованных вайнов, превращающих в готовые джампскейры такие нестрашные в обычной жизни явления, как мужчины в креслах, рок-н-ролл и стрижка ногтей. Довольно амбициозный в своих полутора минутах хронометража скетч A Life Well Lived доводит до абсурда и гротеска саму концепцию человеческой жизни с ее дурацкой физикой тела и социальными устоями. Этому ролику с его печальным пианино на фоне удается не только эпатировать зрителя своим безумием, но и оставить послевкусие грустной поэзии абсурда.
Читайте также:
10 странных и жестоких аниме-короткометражек
Семь черно-белых боди-хоррор-комиксов из Японии, США и Канады
Арт-хаос: 10 пугающих экспериментальных фильмов за рамками жанра
Топ-10 страшных музыкальных видео под мрачную электронику