Едет поезд запоздалый: Топ-7 хоррор-историй из мира железных дорог
На этой неделе в прокат вышел зомби-хоррор «Поезд в Пусан». Состояние транзитности, неопределенность самого факта движения в никуда вызывают тревогу и беспокойство. Это чувствовали многие режиссеры. Достаточно вспомнить классику Хичкока «Леди исчезает» (1938) и «Незнакомцы в поезде» (1951), нуары «Узкая грань» (1952) и «Человеческое желание» (1954), энигматичные европейские картины «Трансъевропейский экспресс» (1966) Роба-Грийе и «Однажды вечером, поезд» (1968) Дельво. В каждом купе скрывается опасность, а смерть происходит под стук вагонных колес — какой прекрасный фон для сюрреалистических драм, детективов и триллеров! Да и в боевиках поезд не раз был настоящим двигателем сюжета. Не будем забывать и про неподдельный ужас, который вызвал у зрителей первый фильм в истории кино. RussoRosso попытался собрать своеобразный топ хорроров с поездами в качестве сюжетообразующей детали. Естественно, не все составы доберутся из пункта «А» в пункт «Б» без потерь.
«ДОМ УЖАСОВ ДОКТОРА ТЕРРОРА» / DR .TERROR’S HOUSE OF HORRORS
(реж. Фредди Френсис, 1965)
Отличная британская киноантология студии Amicus и выдающегося оператора и талантливого режиссера Фредди Френсиса.
По сюжету в купе поезда к надменному искусствоведу (Кристоферу Ли), молоденькому дебютанту (Дональду Сазерленду) и еще трем актерам подсаживается доктор Шрек (Питер Кушинг) и предлагает погадать на картах Таро. Из историй о будущем каждого из пассажиров и состоит эта картина. Получаем пять рассказов по цене одного: про оборотня Козмо Вальдемара, растение из «Дня триффидов» (1962), руку-убийцу, француженку-вампиршу и джазового музыканта, укравшего с Карибских островов мелодию вуду. Поезд, как кажется поначалу, служит лишь необязательным сюжетным стержнем, но эпилог расставит все по своим местам.
«Дом ужасов» включен Стивеном Кингом в 100 самых значимых хорроров 1940–1980 годов, и это тот случай, когда с его мнением нельзя не согласиться, несмотря на то что спецэффекты фильма смотрятся сейчас, мягко говоря, наивно.
«ПОЕЗД УЖАСОВ» / HORROR EXPRESS
(реж. Эухенио Мартин, 1972)
Увлекательная и зрелищная, хоть местами и дико смешная американо-испанская копродукция по мотивам рассказа Джона Кэмпбелла «Кто идет?», трижды экранизированного как «Нечто». Здесь вновь встречаются две главные звезды британских студий Hammer и Amicus Кристофер Ли и Питер Кушинг — на этот раз в ролях профессоров, которые борются в транссибирском экспрессе с монстром из далекой галактики.
Профессор Ли откопал в Маньчжурии тысячелетнюю окаменелость, которая убила первую жертву еще на платформе, не вылезая из ящика, а в поезде и вовсе вошла во вкус. Профессор Кушинга поначалу всего лишь хочет подсмотреть, что именно прячется в ящике, но, как только раскрывает эту тайну, спешно принимается помогать коллеге. Космической твари достаточно лишь раз блеснуть во мраке своими красными глазами, чтобы у человека из всех отверстий на лице хлынула кровь и стерлись все извилины в мозгу; сама же она таким образом получает все знания своей жертвы. В фильме также имеются красавица-шпионка, польские аристократы, православный священник — двойник Распутина, инженер по фамилии Евтушенко и атаман сибирских казаков в шикарном исполнении Телли Саваласа, без усилий перетягивающего все внимание на себя.
Испанский режиссер и американские продюсеры разогнали мир британского костюмного и слегка нафталинного хоррора до скорости локомотива. Думаю, те, кто в начале 1990-х увидел этот фильм на канале «2х2», где его транслировали без перевода, никогда не смогут забыть ни красноглазого монстра, ни лысого казака в красном кафтане, лихо секущего монаха плетью.
«УБИЙСТВА В НОЧНОМ ПОЕЗДЕ» / L’ULTIMO TRENO DELLA NOTTE
(реж. Альдо Ладо, 1975)
Итальянский эксплотейшн с музыкой Эннио Морриконе, фактически повторяющий сюжет «Последнего дома слева» Уэса Крэйвена.
Тем, что режиссер Альдо Ладо снял более качественную вариацию на тему rape-revenge, никого не удивишь: дебют Крэйвена отличался шокирующей темой, но уж никак не кинематографическими изысками. Любопытно скорее то, как его история про двух девушек, отправляющихся из Германии в Италию и столкнувшихся в поезде с двумя подонками, приобрела черты типичного для левых итальянцев социального высказывания. Главными чудовищами фильма оказываются не дегенераты-гопники, а «приличные пассажиры» — присоединившаяся к ним загадочная садистка из высшего света (Маша Мериль, на самом деле наша соотечественница княжна Гагарина, игравшая у Годара, Бунюэля, Фассбиндера и Ардженто) и благообразный отец семейства, без зазрения совести изнасиловавший одну из девушек. Далее все идет по канонам «Девичьего источника» (1960): подонки случайно оказываются в гостях у родителей одной из жертв и получают по заслугам, но настоящее Зло так и останется безнаказанным. Как раз в этой неоднозначности заключается сила этой вроде бы типичной для жанра картины.
«ПОЕЗД СТРАХА» / TERROR TRAIN
(реж. Роджер Споттисвуд, 1980)
Молодежный слэшер в поезде с «королевой крика» Джейми Ли Кертис и постоянно меняющим веселые маски и гардероб убийцей.
Отменный дебют канадца Споттисвуда (политико-приключенческая драма «Под огнем» (1983), комедии «Тёрнер и Хуч» (1989) и «Стой! Или моя мама будет стрелять», 1992) отличается не только обязательными для жанра изобретательными убийствами — тут есть и Дэвид Копперфилд в ожидаемом образе фокусника, и новаторский для своего времени финальный твист, который потом еще не раз используют в фильмах разного жанра. «Поезд страха» примечателен также дебютом красотки Вэнити (урожденная Дениз Катрина Мэттьюз), поп-звезды 1980-х, подружки Принца и Никки Сиккса, ведшей вполне рок-н-ролльный образ жизни и скончавшейся в этом году из-за нагнавших ее проблем со здоровьем. Правда, в фильме она появляется под другим псевдонимом, Ди Ди Уинтерс, и не успевает ничем запомниться, кроме экзотической внешности. Зато Джейми Ли Кертис, уже отметившаяся в 1978 году в «Хэллоуине», делает то, что у нее всегда получалось лучше всех, — кричит и спасается бегством от маньяка.
«ПОЕЗД СТРАХА» / NIGHT TRAIN TO TERROR
(реж. Джон Карр, Филлип Маршак, Том Макгоун, Джей Шлоссберг-Коэн, Грегг Таллас, 1985)
Да, это название встречается здесь снова. С другой стороны, так можно назвать любой из перечисленных фильмов, не погрешив против истины.
Антология была слеплена хитрым продюсером Джеем Шлоссбергом-Коэном из трех незаконченных хорроров категории Z. Он снял соединяющую их в единое целое линию с поездом: в купе сидят Дьявол и Господь Бог и травят друг другу байки, пока за стеной надрывается нелепая восьмидесятническая группа.
Все «актеры» демонстрируют чудеса «игры» в духе клипов группы НОМ или студии «АлиБастер». А уж как там все смонтировано! Зато самого терпеливого зрителя ждут обилие крови, кишок и обнаженки, фашисты-сатанисты, трогательные спецэффекты из пластилина и мелькающий в кадре игрушечный поезд. Пожалуй, самый бездарный (а потому и веселый) фильм в этом списке, дотягивающий до категории so bad it’s good. Судите сами.
«ПОЕЗД» / TRAIN
(реж. Гидеон Рафф, 2008)
Torture-porn в духе «Хостелов» (2005–2011) и «Туристас» (2006) про группу американских борцов, севших не на тот поезд из условной России в Украину. Отвратительных русских живодеров-проводников играют болгарские артисты, а за звездность американского состава отдувается Тора Бёрч, снимающаяся после «Призрачного мира» (2001) и «Ямы» (2001) в не самых удачных картинах.
Фильм израильского режиссера удачным точно не назовешь, но зверств и насилия в нем хватает с избытком. Типичный свирепый образец поджанра, где за невольный юмор отвечает не очень грамотная русская речь.
«ВОЙ» / HOWL
(реж. Пол Хайет, 2015)
Симпатичный своей традиционностью британский хоррор, где оборотни атакуют пассажиров застрявшего посреди леса поезда. Обязательный состав второстепенных персонажей — очкарик, рубаха-парень, харизматичный подлец, юная дурочка, мать-одиночка, пожилая пара — дает возможность поиграть во время просмотра в игру «Кого убьют первым?». Единственная претензия — фильм не очень быстро стартует, но, когда экшн все-таки начинается, ни к нему, ни к олдскульным спецэффектам претензий не возникает.