«Астрал. 13-й этаж»: не бойся, сын мой, я с тобой
Малазийский хоррор «Астрал. 13-ый этаж» добрался до кинотеатров и готов поражать зрителей. Артём Петров смело сравнивает картину с культовыми работами Уильяма Фридкина и Сэма Рэйми и рассказывает, из каких элементов состоит этот жуткий, но не лишённый души проект.
«Астрал. 13-ый этаж» / Harum Malam
Режиссёр: Дэйн Сэйд
Сценарий: Бен Омар, Дэйн Сэйд, Нандита Соломон
Оператор: Джордан Вэй Менг Чьям
Продюсеры: Нандита Соломон, Юсоф Хаслам, Ауэн Кико, Аделина Лим, Росмараю Мохтар, Сьямин Юсоф
Обладая даром видеть духов, Дина и ее сын Игбал оказывают помощь людям и предоставляют им услуги в качестве экзорцистов. Но очередное изгнание идёт не по плану. Женщина гибнет, а её отпрыск окончательно разочаровывается в работе и подавляет в себе способности. Но когда наружу выходит могущественное зло, то приходится преодолеть страхи и сомнения, чтобы защитить ещё живых членов своей семьи.
После оглушительного успеха «Изгоняющего дьявола» (реж. Уильям Фридкин) многие пытаются если не повторить, то хотя бы приблизиться к нему. В своей новой работе малайзийский режиссёр и сценарист Дэйн Сэйд не скрывает своей любви к американской классике хорроров. Начиная с первых кадров, «Астрал. 13-й этаж» представляет собой гибрид шедевра 1973 года с классическими «Зловещими мертвецами» (реж. Сэм Рэйми). Зло захватывает тела невинных людей, наделяя их внешностью Риган и кровожадностью дедайтов. К счастью, лечение бензопилой в данном случае не обязательно. Обладающие особым даром экзорцисты готовы рискнуть своими жизнями, чтобы спасти людей и изгнать зло обратно в Ад. Вернее, так продолжалось, пока Игбал не лишился матери.
С этого момента на передний план выходит личная драма Игбала. Главный герой приобретает черты супергероя (хоть и без костюма с плащом), жаждущего отказаться от суперспособностей ради обычной жизни, школы, общения с друзьями и первой любви. Демоны становятся олицетворением подростковых страхов, которые пугают его, терзают своими когтями и медленно сводят с ума жуткими образами и причиняя адскую боль. Но с великой силой приходит великая ответственность, и её непринятие может привести к катастрофическим последствиям. Не масштабным, однако достаточным, чтобы разрушить жизнь.
Немаловажную роль играют и отношения с отцом Норманом. На первый взгляд классический образ слабохарактерного человека, пытающегося после смерти жены наладить жизнь, но при этом не понимающего собственных детей. Так и есть лишь отчасти. Дэйну Сэйду необходимо было сделать акцент на роли родителя в жизни и воспитании ребенка. Поэтому на протяжении всего хронометража будет наблюдаться прогресс от ничтожества, не способного присмотреть за своими отпрысками, до наставника и даже настоящего героя, готового броситься в пасть к самому Дьяволу. И не имеет значения, что он слабее даже своего сына, ведь не обладает никаким даром. Необходимо спасти остатки своей семьи, даже если для этого необходимо отдать собственную жизнь. Чтобы ещё сильнее усилить образ, создатели показывают истинного антагониста, также являющегося отцом, но недостойным носить это звание, опозорившим себя и втоптавшим столь почётное звание в грязь самым жестоким и бесчеловечным образом.
Дэйн Сэйд взял за основу образ антагониста из «Изгоняющего дьявола», добавил старое-доброе ультранасилие «Зловещих мертвецов» и популярные супергеройские клише и разбавил это всё драмой, посвящённой взрослению и отношениям отцов и детей. Так режиссёру удалось создать по-настоящему интересный хоррор, способный зацепить зрителя и не отпускать вплоть до финальных титров.