«Белый список»: этот шаг будет последним

«Белый список»: этот шаг будет последним

Заговоры и тайные общества, уничтожение слабейших представителей своего вида… Эти загадочные темы так и манят кинематографистов — они скрывают их в сюжете, вкладывают в уста героев или показывают напрямую в кадре. Вот и создатели российского «Белого списка» не смогли устоять. Дмитрий Бортников пишет о достоинствах картины, находит в ней следы влияния Финчера и подмечает, как по-новому можно подать давно надоевшую тему.


«Белый список» (2023)

Режиссёр: Алиса Хазанова
Сценарий: Алиса Хазанова, Роман Волобуев
Оператор: Георгий Даскалеску
Продюсеры: Артём Васильев, Игорь Мишин, Алиса Хазанова, Роман Волобуев, Виолетта Кречетова, Елена Свеженцева


2015 год. В Подольске молодая девушка падает с крыши и местные полицейские описывают происшествие, как самоубийство. Дело приобретает новый поворот, когда выходит статья о том, что это не единичный случай, и существует группа людей, посчитавших примерное количество подобных случаев по России — более 130. Чтобы окончательно разобраться в деле, в Подольск отправляются двое сотрудников следственного комитета. Они должны восстановить обстоятельства дела и вновь взять показания у всех фигурантов. В это время ещё одна девушка падает с крыши. Это полностью переворачивает мир одного из сотрудников правоохранительных органов, а второй просто возвращается к работе, стараясь не вспоминать о деталях поездки, пока бывших коллег судьба снова не сводит вместе.

«Белый список» поначалу кажется простым и понятным проектом, говорящим со зрителями о том, что когда-то происходило в стране. Герои фильма, как до них «Охотники за разумом» Финчера, едут в Подольск скорее для галочки, пока не наталкиваются на местные законы и людскую непроходимую глупость. Всё делается спустя рукава, они умудряются параллельно раскрыть несколько других преступлений и даже вывести следствие на некий «белый список», о котором мало что известно, но именно руководство списка, по мнению подростков, занимается отбором и внедрением в головы детей 11 заданий. Они же следят за тем, чтобы финальным шагом для избранных стало «очищение» — перезагрузка с помощью прыжка с крыши.

Дуэт Алисы Хазановой и Романа Волобуева поддержали продюсеры Артём Васильев («Антология русского хоррора: Красный состав») и Игорь Мишин («Хрустальный»). У них получился бронебойный коктейль из хлёстких диалогов и правды, которая вроде лежит на поверхности, но слушать и вникать в неё люди боятся и стараются не замечать. Очень бросается в глаза при просмотре «Белого списка» и нетипичное операторское видение всей истории Георгием Даскалеску — если не знать, что кино российское, можно легко предположить, что сняли его в Европе или скандинавских странах.

Во многом это кино работает и из-за актёрских работ. Как обычно досконально правдивый Алексей Серебряков, на герое которого, держится весь сюжет. Его напарника сыграл Владимир Аверьянов из «Спайс бойз» — актёру удаются, как положительные, так и отрицательные образы. Евгения Крегжде выглядит на экране просто демонически, а Виктория МирошниченкоДылда») и Анастасия КрасовскаяСлово пацана») выдают перфомансы, постепенно выводящие их со второго плана на первый, и играют немаловажные роли в расследовании.

Финальные титры и вовсе пускают мурашки и неконтролируемый озноб. Документалисты из команды «Амурские волны» создали когда-то два сезона проекта «Это реальная история», где предлагали зрителям несколько вариантов видения одного и того же преступления, и после их просмотра состояние было аналогичным. Самое страшное тут, что точное количество умирающих подростков не знает никто, т.к. цифр в открытом доступе нет, и, следовательно, проблемы не существует. А ведь так можно потерять целое поколение.

У создателей получилось снять умное кино, говорящее со зрителями на понятном языке. У нас давно не снимали историй, в которых действительно были мысли, темы и вопросы, которые бы требовали немедленного реагирования. Это важный, нужный и жанровый фильм, который пугает и мучает зрителей гораздо больше многих хорроров, ведь это не история о выдуманных монстрах из легенд, а настоящий пример городского фольклора, с которым многие годы не может справиться никто.

«Белый список» — это современное переложение «Молчания ягнят» Демме, а не жанровые Финчер или Вильнёв. Это сосредоточение всего, что зрители видели за последние десятилетия в жанре триллера. Тут и истории маньяков, которые оправдывают себя тем, что хотели, как лучше, и полицейские, с идеями о том, что за любой историей всегда кто-то стоит и нельзя всё списывать на халатность, и общество, которое не доглядело.

Времена пабликов, собиравших вокруг себя подростков, которые могли совершить всё, что угодно, прошли, но на их место пришли ещё более страшные и опасные для неокрепших организмов методы. Социальные сети продолжают закрывать глаза на подобное, и единственное, что люди научились делать — просто не обращать на это внимание.

Share on VK
Дмитрий Бортников

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!

WordPress: 11.95MB | MySQL:106 | 1,156sec