«Чёрная пятница»: кровавая распродажа
На онлайн-платформах вышел фильм «Черная пятница» – комедийный хоррор, посвященный популярному периоду распродаж. Андрей Волков делится своим разочарованием, попутно называя причины, способные кого-то наоборот привлечь посмотреть кино, от которого не стоит ничего ждать, чтобы просто отвлечься на один вечер.
«Чёрная пятница» / Black Friday (2021)
Режиссер: Кейси Тебо
Сценарист: Энди Гресковяк
Оператор: Дэвид Крута
Продюсеры: Брюс Кэмпбелл, Уорнер Дэвис, Девон Сава
«Чёрная пятница» – счастливый день для покупателей, ведь можно за полцены и даже меньше урвать любой товар, и тяжёлая смена для работников розничной торговли из-за наплыва желающих закупиться к праздникам (в США «чёрная пятница» традиционно открывает рождественский сезон распродаж). Отечественные дистрибьюторы поступили весьма хитро, приурочив цифровую премьеру второго фильма бывшего клипмейкера Кейси Тебо к четвёртому четвергу ноября, ведь именно этот день является американской «чёрной пятницей». Можно было подумать, что нас ждёт отвязная комедия ужасов, полная иронии над стремлением горожан к шопингу, порой переходящему все пределы, однако эти надежды не оправдались.
Хоррор-версии «Нового вида любви» – давней сатиры Мелвилла Шавельсона на мир, где «всё на продажу», – не получилось, ведь ни постановщику Кейси Тебо, ни малоопытному сценаристу Энди Гресковяку, на счету которого лишь работа над сериалом «Мечтатели», не хватает чувства комического, не говоря уж об иронии над слабостью людей к халяве. Тот ажиотаж, который сопровождает любую распродажу и который был удачно высмеян Мелвиллом Шавельсоном в его давнем фильме (режиссёр-сценарист ёрнически сравнивал толпу покупательниц, бегущих в магазин с утра пораньше за новым платьем, со стадом овец), мог быть переосмыслен в традициях зомби-кино, благо этот жанр позволяет какие угодно подтексты, но Кейси Тебо превратил свою картину в кавардак, наивностью сюжетных ходов порой напоминающий популярную в США детскую программу «Улица Сезам». Более того, некоторые монстры внешне напоминают тамошних героев.
Как бы ни восхищался режиссёр «Чужими» Джеймса Кэмерона (говорят, даже кинематографом занялся под влиянием этого классического хоррор-экшена), но от эстетики «Чужих» в его ленте нет ровным счётом ничего. Зато узнаются отсылки к «Нечто» (1982) и «Капле» (1988), первым двум частям «Зловещих мертвецов» (не зря здесь присутствует Брюс Кэмпбелл, выступивший также и продюсером), а сам сюжетный каркас словно позаимствован из культового слэшера Скотта Шпигеля «Незваный гость».
Конечно, за последние годы это далеко не первый оммаж эпохе 1980-х. Только в этом году вышли такие постмодернистские переосмысления жанровых канонов старых лент, как «Дневная смена» и «Проклятие Бридж-Холлоу». Работу Кейси Тебо в этот ряд поставить сложно. Постмодернизм не обязательно должен быть интеллектуальным, как в романах Умберто Эко или фильмах Квентина Тарантино, но даже его развлекательные образчики не должны напоминать откровенный балаган. В постмодернизме творец берёт себе в соавторы разные стили и эпохи, дабы из их соединения получилось его авторское высказывание, но Кейси Тебо не имеет, что сказать зрителю и даже не способен поддерживать единый ритм истории. После динамичных эпизодов следуют куски якобы спокойных сцен, нужных для того, чтобы зритель мог элементарно перевести дух после ураганного экшена. Вот только сцены без монстров откровенно скучны. Авторы пригласили целую россыпь хороших актёров (помимо Брюса Кэмпбелла тут и Девон Сава, и подросшая со времён испанских хоррор-фэнтези Ивана Бакеро, и Майкл Джей Уайт), однако придумать им запоминающиеся характеры авторы не смогли.
Как резко и совершенно без прелюдий начинается «Чёрная пятница», так же быстро она и заканчивается. Судьба главного монстра, внешне напоминающего что-то среднее между древними богами Лавкрафта и Нечто, остаётся неясной, если, конечно, не допустить, что чудовище так легко и просто погибло. Скорее у авторов просто кончились деньги, и они были вынуждены поскорее завершить свою зомби-картину. Также совершенно нераскрыта причина эпидемии. Конечно, будь хоррор Кейси Тебо атмосферным, мы бы не задавали этого вопроса, ведь зритель не требует логики от вдохновлённых Лавкрафтом и Апокалипсисом Иоанна Богослова хоррор-притч Лючио Фульчи. Однако в случае с фильмом Тебо появившиеся непонятно откуда зомби не пугают, а усиливают впечатление сюжетного бардака.
Множество нелепых персонажей, вроде главного героя Кена, недовольного тем, что приходится отвезти детей к своей бывшей жене, чтобы отработать «чёрную пятницу», или его друг Крис, боящийся микробов, вполне нормально смотрелись бы в трэше, вроде «Атаки куриных зомби» Ллойда Кауфмана, если проводить аналогии именно с зомби-тематикой, но Крис Тебо и Энди Гресковяк не сумели придумать не только шуток на грани фола, в стилистике кэмп, лежащей в основе трэш-эстетики, но и просто повеселить зрителя характерным для постмодернизма «эффектом узнавания» образов и мотивов или иронического переосмысления хоррор-сюжетов старых лент. Юмор от Тебо отдаёт наивностью, вымученные диалоги раздражают своей неестественностью, а к плюсам можно отнести лишь малую продолжительность и актёрский состав. Ивана Бакеро – нечастый гость в кино, а харизматичный Брюс Кэмпбелл может повеселить лишь внешним сходством своего героя, управляющего магазином Джонатана, с английским комиком Джоном Клизом. Про Девона Сава и говорить нечего – в образе «крутого парня» он выглядит словно Шварценеггер в «Гамлете».
«Чёрная пятница» весьма напоминает растянутый до полного метра клип, что неудивительно, учитывая, как много режиссёр трудился в музыкальном бизнесе, особенно плодотворно работая с Aerosmith. Интересно, что Крис Тебо был продюсером комедии «Мальчишник в Таиланде», поставленной ещё одним комиком Сетом Грином (он же озвучивает медведя в «Чёрной пятнице») и вроде бы имел возможность приобщиться к комическому. Однако в своём собственном фильме он так и не сумел создать ироническую комедию ужасов о шопинге, как основе постиндустриального общества, хотя, судя по антикапиталистическим репликам некоторых героев, нацеливался именно на это. Порой его комедийный ужастик напоминает наш «Zомби-каникулы» (2013), где желание авторов снять «прикольное зрелище» обернулось не трэшем, а полной глупостью. Зато у Криса Тебо вышло не настолько плохо – его ленту хотя бы можно досмотреть до конца.