«Целиком и полностью»: кусь – это по любви
На днях состоялся цифровой релиз романтического хоррора «Целиком и полностью», рассказывающего о нелегкой жизни влюбленной пары каннибалов в Америке 1980-х. Дмитрий Соколов рассказывает, чем новый фильм Луки Гуаданьино («Суспирия») покорил зрителей и критиков.
«Целиком и полностью» / Bones and All (2022)
Режиссёр: Лука Гуаданьино
Сценарий: Дэйв Кайганич, Камилла ДеАнджелис
Оператор: Арсений Хачатурян
Продюсеры: Тимоти Шаламе, Лука Гуаданьино, Дэйв Кайганич, Франческо Мельци д’Эрил, Лоренцо Мьели, Марко Морабито, Габриэль Моратти, Тереза Парк, Питер Спирс
Молодая девушка Марен (Тейлор Расселл) путешествует по Америке в поисках матери, оставившей дочку вскоре после рождения. В одном из городков на своем пути Марен встречает застенчивого, но обаятельного парня Ли – и вскоре влюбляется в него. У молодых людей есть общий секрет: они — каннибалы, которых время от времени одолевает острая жажда человеческой плоти, но если Ли (Тимоти Шаламе) не испытывает угрызений совести, поедая случайных жертв, то Марен такая жизнь отнюдь не по душе — так что их любви предстоит выдержать серьезное испытание.
Как правило, фильмы о каннибализме (за вычетом хардкорного эксплотейшна типа «Каннибалов» или «Режь и беги») – это черные комедии, где людоедство лишь метафора для социального комментария. На таком фоне «Целиком и полностью» выглядит исключением – это драма о травматичности взросления, в которой хоррор-компонент лишь подчеркивает трагический конфликт главных героев. Так что сценарий (основанный на романе Камиллы ДеАнджелис) здесь сосредоточен в первую очередь на психологических портретах двух влюбленных, которые нуждаются друг в друге, но по-разному смотрят на отношения с внешним миром.
Тема взросления как нарастающей отчужденности сближает работу Гуаданьино с дебютным фильмом Жюлии Дюкурно «Сырое», где тоже затрагивается тема борьбы героини с собственной природой. Неудивительно, что «Целиком и полностью» был с восторгом встречен критиками, а также удостоился приза за лучшую режиссуру на Венецианском фестивале. Гуаданьино эффектно продемонстрировал, как возможно соединить в простом и линейном сюжете брутальный людоедский хоррор и сентиментальную любовную историю.
Меланхоличная романтика здесь (на удивление гармонично) сочетается с беспощадной жестокостью. Сцены признаний в любви столь же правдоподобны, сколь и эпизоды с поеданием человеческих внутренностей. Гуаданьино при этом редко нагнетает хичкоковский саспенс, чаще предпочитая действовать в традиции Ардженто или даже Фульчи – давно процесс разделки и поедания человеческого мяса в мейнстримном кино не выглядел настолько детально, и в то же время буднично. Убийств здесь не настолько много, как могло бы быть, но распределены они так, чтобы зрители всегда помнили о темной стороне Марен и Ли.
Гуаданьино постоянно возвращает героев к вопросу о том, можно ли оставаться людьми, поедая других людей – и на примере второстепенных персонажей показывает, как другие «едоки» решают эту дилемму. Все они, кстати, хоть и занимают немного экранного времени, получились очень колоритными – будь то наигранно-дружелюбный Салли (Марк Райлэнс) или криповые реднеки-отшельники (Дэвид Гордон Грин и Майкл Стулбарг). Стоит отметить и небольшую, но очень значимую для сюжета роль Хлои Севиньи (которую многие вряд ли распознают в образе обезумевшей пациентки, запертой в одиночной палате).
Сценарий, таким образом, постоянно обыгрывает ключевое для героев противоречие между стремлением жить нормальной жизнью и желанием поддаться каннибальским порывам. В этом смысле «Целиком и полностью» – фильм не столько о бунте двух влюбленных людоедов против общества, сколько о попытке смирить свой инстинкт убийцы с помощью любви, но однажды, говорит нам Гуаданьино, любовь может потребовать тебя всего без остатка – и лишь в этом самоотречении познается истинная цена чувств.