«Спуск: Новая глава»: зачем они туда пошли?

Одним из фильмов Хоррор Феста в декабре стал канадский натуралистический хоррор о женском ретрите в горах. С 25 мая картина в российском прокате. Слоган сдаёт сюжет с потрохами: «Спустись в глубину своего страха». Пока создатели играются с темой психологической травмы и феминизма, Ная Гусева пытается разобраться, добивается ли проект положительного результата.


«Спуск: Новая глава» / Dark Nature (2022)

Режиссёр: Беркли Брэйди
Сценарий: Беркли Брэйди, Тим Каиро
Оператор: Джэрил Лим
Продюсеры: Беркли Брэйди, Майкл Питерсон


Джой (Ханна Эмили Андерсон) переживает домашнее насилие, но наотрез отказывается обратиться к специалисту, чтобы купировать приобретённые панические атаки и навязчивые галлюцинации в виде бывшего бойфренда. Её верная подруга Кармен (Мэдисон Уэлш) решает устроить совместную терапевтическую вылазку на природу, но до последнего не раскрывает главный секрет: это поход в компании ни то коуча по личностному росту, ни то тантрического психолога, и все участники — в разной степени травмированные женщины.

В англоязычных рецензиях мотив душевных потрясений начинают шутливо называть «buzzword» (англ. «модное словечко»прим. ред) — словно он становится модным поводом снять кино. Мы придерживаемся мнения, что психологическое здоровье — обязательная тема в современной культуре, но обращаться с ней нужно осторожно.

Когда в деревьях Джой мерещится сначала бойфренд, а потом волосатое нечто, зритель с разочарованным пониманием выдыхает — ах да, точно, параллель. Шелест листьев удивительно похож на ласковый голос милого, шепчущего: «Вернись ко мне, прости меня». Однако монструозная натура в лесу — не только образ бывшего в голове главной героини, но и местный дух-хранитель.
Поход в компании людей с неустойчивой психикой не может закончиться хорошо — в первую очередь, это небезопасно для них самих. И кажется, мудрая женщина-коуч, практикующая откровенные разговоры у костра, до последнего не хочет верить в опасность и винит во всём воспалённые разумы.

С одной стороны, природный массив выглядит слишком роскошно на фоне актёрской игры и неубедительных спецэффектов. Есть опасение, что у повидавших ни один лесной хоррор зрителей картина вызовет желание усмехнуться над очередной попыткой показать женское единство и действие психологической травмы. С другой, картина всё-таки комплиментарная — лучшим подругам предстоит пройти полосу препятствий, чтобы успешно проверить на прочность дружбу, нервы и веру в себя. В декорациях заповедника и изначально возвышенном тоне фильма по-другому и быть не может.

Когда Джой лезет за подругой в логово монстра, у нас не возникает вопроса «зачем» — всё-таки есть разница между пустым неизведанным подвалом в новеньком доме и спасением родственной души. А создателей хочется спросить — так зачем же вы туда полезли, в эту тонкую материю? За что создателей можно похвалить, так это за графичные сцены домашнего насилия. В кульминации одной из таких становится страшнее, чем от лесного монстра-Чубакки.

В современных зрительских реалиях, где тема женской борьбы в разных ипостасях до сих пор иногда воспринимается в штыки, закладывать её в основу малобюджетного хоррора вызывающе. Кажется, мы наблюдаем эпоху нового эксплуатационного кино.
Возможно, «Спуск: Новая глава» выходит не в то время — на соседнем экране «Все страхи Бо» Ари Астера, показывающие тревожность и панические атаки в гораздо менее романтизированном виде. Остаётся придерживаться теории, что на каждое кино найдется свой зритель — может, драма в канадском заповеднике откроет кому-то глаза, а кто-то предпочтёт трёхчасовые отсылки на Фрейда. В современных реалиях стоит обращать внимание на все появляющиеся картины — и знакомить со своим зрителем.

Share on VK
Ная Гусева

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!

WordPress: 11.93MB | MySQL:104 | 0,727sec