«Паранормальные явления. Дом призраков»: зловещие мертвецы в прямом эфире
С 20 октября в прокате «Паранормальные явления. Дом призраков» – found footage о блогере, пытающемся вернуть зрителей после паузы в съемках, проникнув в заброшенный дом с призраками и столетней историей. Здесь ужасы смешиваются с комедией, а пародия достойно борется за свое место среди лучших представителей жанра. Наташа Анопа делится своими впечатлениями и рассказывает, чем это кино так цепляет.
«Паранормальные явления. Дом призраков» / Deadstream (2022)
Режиссеры: Джозеф Винтер, Ванесса Винтер
Сценарий: Джозеф Винтер, Ванесса Винтер
Оператор: Джаред Кук
Продюсеры: Джаред Кук, Мелани Стоун, Джозеф Винтер, Ванесса Винтер,
Однажды в темном-темном городе в темный-темный дом с темной-темной историей пожаловал… бесстрашный блогер, которому снова включили монетизацию на YouTube.
Так что же может пойти не так?
У популярного ютубера Шона на счету десятки безбашенных поступков, запечатленных на видео: от спуска по горной реке со связанными конечностями до оскорбления проходящих мимо полицейских и последующей расплатой за дерзость. Каждая тема выпуска символизирует челлендж или страх, с которыми Шон усердно борется на глазах у публики. Мир блоггинга суров: сегодня ты на вершине, а завтра тебя уже «отменили», перекрыв кислород славы или монетизацию, как в случае с Шоном. Но вот он снова в строю и ради своих подписчиков уже мчится в жуткий заброшенный дом, чтобы провести там незабываемую ночь.
Свечи зажигания успешно изъяты из машины и выброшены в соседний куст, который поначалу действительно похож на куст, ключ от входной двери похоронен в подобии канализации. С Шоном пребудут лишь находчивость и отвага, ну и несколько миллионов подписчиков, наблюдающих за ним по ту сторону экрана. А также пара десятков камер, несколько планшетов, ноутбук, изолента и даже дихлофос, и ко всему прочему, в машине завалялся картофельный пулемет – потому что за несколько десятков лет фильмы ужасов научили нас лишь одному: никогда заранее не знаешь, какое средство окажется эффективным против призраков.
Одним из таких орудий является харизма главного героя. Несмотря на то, что фильм довольно прямолинейно высмеивает культуру блоггинга и культ нарциссизма ее представителей, Шон завоевывает любовь не только участников трансляции, но и тех зрителей, которые сидят на втором ряду и смотрят фильм о стриме. Поля с лайками и комментариями становятся пультом управления, экран – жертвенным алтарем, а сам Шон – негласным изгоняющим демонов, которых отпугивают не молитвы, а шутки и прибаутки.
Кстати говоря, создателями фильма являются Джозеф Винтер, исполнивший главную роль, и его жена Ванесса Винтер, которая также появляется в одном из эпизодов картины. Чета Винтер не поленилась и подарила дому собственную мифологию. Обитель, в которую вторгся тщеславный блогер, – уже не просто безымянная больница или хижина, это семейная табакерка, из которой по очереди выскакивают существа пострашнее чертей.
«Паранормальные явления. Дом призраков» является своего рода квестом, в котором Шон собирает все клише found footage последних лет. Помимо выходящих из строя фонариков, таинственных скрипов и живущей своей жизнью «доски Уиджи» блогер повстречает на своем пути разнообразных представителей хоррор-фауны: от призраков и зомби до мутантов и порождений современной интернет-культуры. Так что довольно скоро кокетливо-увеселительный стрим незаметно превратится в борьбу не за жизнь, а за душу. Спасти свою душу Шону помогают зрители: они переводят латинские заклятия, проводят микро-расследования и всячески консультируют Шона по ходу его приключений. Формат взаимодействия блогера с публикой становится изюминкой фильма, благодаря которой он виртуозно лавирует между жанрами.
Именно поэтому «Паранормальные явления. Дом призраков» оказывается булыжником, венчающим острие пирамиды found footage хоррора. Это словно путешествие по американскому хоррор-аттракциону – море бутафорской крови и вычурного грима, заставляющих зрителя то шарахаться от ужаса, то смеяться до слез. И при всей своей ярко-выраженной комедийной направленности фильм как раз-таки признается в любви к поджанру и предлагает зрителю как следует посмеяться, но не высмеивает found footage, как явление.