«Астрал 4: Последний ключ»: В одном черном-черном доме
Завтра начинаются превью-показы нового «Астрала», широкий прокат которого стартует 18 января. RussoRosso подмечает минусы фильма, хотя и не считает четвертую часть полным разочарованием.
«Астрал 4: Последний ключ» / Insidious: The Last Key (2018)
Режиссер: Адам Робител
Сценарий: Ли Уоннелл
Оператор: Тоби Оливер
Продюсеры: Джейсон Блум, Орен Пели, Джеймс Ван и другие
Дистрибьютор в России: WDSSPR (в прокате с 18 января, превью с 12 января)
Парапсихолог Элис Рейнер (Лин Шей) неожиданно получает приглашение от человека, который купил дом ее семьи. Приехав в родной городок, она понимает, что должна разобраться с демоном, все эти годы ожидавшим ее возвращения и когда-то убившим ее мать.
Четвертая глава вселенной «Астрала» поставлена новым для франшизы режиссером Адамом Робителом («Демоны Деборы Логан», 2014), но сценарий писал все тот же Ли Уоннелл, в главной роли снова жанровая ветеранка Шей. Ассистируют экстрасенсу два бессменных помощника Спекс (Уоннелл) и Такер (Энгус Сэмпсон), а отца героини играет Джош Стюарт («Дом напротив» (2016) и франшиза «Коллекционер», 2009 и 2012). Но сила «Астрала» всегда заключалась не в звездных именах, а в хорошо прописанных персонажах, тягучей атмосфере и грамотно расставленных джампскейрах. С атмосферой и джампскейрами в новом фильме все по-прежнему нормально, а вот с персонажами — явно не очень. Но обо всем по порядку.
Главная проблема фильма — сценарий, который напоминает плохо собранный конструктор. Линия детских воспоминаний Элис, помимо того что выстроена на виденных сотню раз шаблонах (отец-тиран, любящая, но беспомощная мать, отчуждение в семье), еще и пришита к основной линии (расследованию в доме с привидениями) белыми нитками. Чего только стоит случайная встреча с никогда не виденными ранее родственниками в местном кафе или внезапные откровения племянницы Элис о своих экстрасенсорных способностях. Апофеоз сценарной лени — детский флешбэк Элис с призраком в ванной. Эта сцена могла бы стать твистом, но, к счастью, используется лишь в качестве «зеркала»: та же ситуация повторяется с Элис в настоящем. И если в детском варианте сцена еще выглядит сколь-нибудь правдоподобно, то для взрослой Элис подобные обманы зрения смотрятся сценарной недоработкой. И таких в сюжете более чем достаточно. На контрасте с ними почти все эпизоды с призраками в доме Элис и заключительное путешествие в потусторонний мир выглядят намного лучше.
Практически любое появление призраков на экране выдержано в лучших традициях франшизы, даже если часто эти встречи героев с миром мертвых и кратковременны. Новый антагонист — демон, прячущийся за уже ставшей классикой красной дверью, — тоже получился отменным, хотя его потенциал и не использован в полной мере. Лин Шей явно рада вернуться к своему самому известному образу, а роли Спекса и Такера расширились (но вот это не всегда к лучшему).
Снято все тоже в стилистике, характерной для прошлых частей: ее воплощению способствует основная локация — старый полузаброшенный дом с огромным подвалом. Вообще складывается впечатление, что Уоннелл собирал свой сценарий из уже придуманных кусков, где лучшими были части с призраками, а все остальное наскоро скрепил при помощи самых банальных сюжетных ходов. Доверив Робителу снять мистическое как можно более красиво, Уоннелл успокоился, а более прозаические вещи вроде мотивации персонажей или правдоподобных отношений в семье его уже, кажется, не интересовали.
Тем не менее новый фильм вряд ли разочарует поклонников «Астрала»: почти все, что они любят, здесь есть, а потеряно хоть и много, но все же недостаточно, чтобы назвать кино плохим. До оригинала (и даже сиквела) четвертая часть, понятное дело, не дотянет, а вот тягаться с триквелом ей вполне по силам. И это далеко не худший результат из возможных.
Читайте также:
Стремные куклы, злобные призраки и старая школа: К 40-летию Джеймса Вана
Пять самых пугающих моментов из хорроров серии «Астрал» по версии проекта Crypt TV
На показе «Астрала 4» Sony применила революционную сенсорную технологию