«Властелины хаоса»: Сатанинская рапсодия
Неделю назад состоялся видеорелиз кровавого байопика «Властелины хаоса» о культовом блэк-металлисте Евронимусе. Советуем не пропустить новый фильм Йонаса Окерлунда, вышедший вслед за трэш-боевиком «Полярный».
«Властелины хаоса» / Lords of Chaos (2018)
Режиссер: Йонас Окерлунд
Сценарий: Деннис Магнуссон и Йонас Окерлунд
Оператор: Пер М. Экберг
Продюсеры: Джек Арбутнотт, Джим Чарнеки, Квеси Диксон и другие
Эйстейн Ошет (Рори Калкин) трясет сальным хаером в подвале вместе с корешами, его группа Mayhem плевать хотела на фасадное благополучие Норвегии. Молодые музыканты уже нашли свой звук, но все еще ищут вокалиста. Он находится сам: среди металлистов много позеров, но Дэд (Джек Килмер) не из таких. На концертах он режет себе вены и кидается свиными головами, а в свободное время депрессивно лежит на диване, если поблизости нет кошек, которых можно вздернуть. Вскоре он вышибет себе мозги на чердаке у Ошета.
Бывший барабанщик шведского коллектива Bathory, а ныне популярный клипмейкер Йонас Окерлунд — подходящая фигура для режиссуры этого байопика. Человек не совсем посторонний, постановщик выбрал правильную интонацию: вместо того чтобы превратить историю группы Mayhem в фанатские стенания, Окерлунд снял кино с поистине сатанинской ухмылкой. Главный герой Эйстейн (или Евронимус) сам выступает проводником по эпохе зарождения блэк-метала. Закадровый голос Калкина ведет зрителей от относительной безвестности Mayhem до публикаций в британском рок-журнале Kerrang!. Вроде бы типичное решение с закадровым голосом гениально хотя бы потому, что все любители мрачного метала знают, чем все закончится: Евронимуса зверски убьет Варг Викернес, его коллега и основатель другого культового музыкального проекта Burzum. Эта история скандально известна как в Норвегии, так и за ее пределами, и Окерлунд старательно воспроизводит все основные детали, часть из которых стала легендой. Например, Дэд нюхает не клей, а мертвого ворона в бумажном пакете, а реальное фото развороченной головы этого вокалиста украшает обложку бутлега группы.
Но особенно удачно то, что воспроизведение фактов (в основе сценария, кстати, лежит одноименная книга-расследование Майкла Мойнихэна и Дидрика Седерлинда) здорово разбавляется юмором, которого так не хватает серьезным рожам мрачных псевдосатанистов. Можно устроить алкогольную игру и пить каждый раз, когда слышится пафосное true Norwegian black metal. Молодой Викернес носит нашивку Scorpions и сильно расстраивается, когда его за это стебут. Также в фильме есть музыка Sigur Ros — невиданная наглость для кино про культовых блэкарей.
Главных героев во «Властелинах хаоса» двое: это замороченный на имидже Евронимус и Викернес, воспринимающий эстетику блэк-метала как прямое руководство к действию. Беда этих парней в том, что они оба заигрались в сатанизм и сами не заметили, как устроили антихристианский террор с поджиганием церквей. Влюбившись в девушку-фотографа (Скай Феррейра), Евронимус решает соскочить: об этом свидетельствуют ритуальное обстригание волос и попытка помириться с Варгом. Викернес же выглядит болезненно ранимым: он не может забыть времени, когда все над ним смеялись, и его бесит, что Евронимус больше «не тру». История «Властелинов» заканчивается так, как закончилась на самом деле. Окерлунд не стесняется кровавых натуралистичных сцен ни в случае самоубийства Дэда, ни в эпизоде с резней, которую устраивает Викернес. Тут уже становится не до смеха.
«Властелины хаоса» могут подарить немало приятных минут как фанатам блэк-метала, так и тем, кто ничего не слышал о Евронимусе и Варге. Это нестыдное драйвовое и трагичное зрелище, которое избегает пафоса и излишней сентиментальности. По накалу это нечто вроде «Зеленой комнаты» (2015), но главное — в этом байопике о культовом музыканте нет ничего похожего на пластиковую «Богемскую рапсодию» (2018). Можно сколько угодно плеваться на дешевый сатанизм и позерские выходки главных героев, но трудно отрицать, что именно так бодро и должны выглядеть музыкальные кинобиографии. Любить мрачную и местами действительно неприятную субкультуру при этом никто не заставляет.