«Мегалодон»: нельзя считать себя богами
Прошлогодняя гонка фильмов про акул, казалось бы, давно закончилась, но на большие экраны страны выплыл «Мегалодон» — мексиканский хоррор о том, что нельзя делать всё, что хочется, ведь расплата обязательно настигнет. Как в очередной раз создатели пугают людей, испытывающих страх перед водой и её обитателями, рассказывает Дмитрий Бортников.
«Мегалодон» / The Black Demon (2023)
Режиссёр: Адриан Грюнберг
Сценарий: Боисе Эскерра, Карлос Сиско
Оператор: Антонио Риестра
Продюсеры: Хавьер Чапа, Джон Силк
Пол и Инес едут с детьми на отдых, но по пути они заезжают в небольшую деревушку, чтобы глава семьи провёл инспекцию нефтяной платформы, а они и дальше могли посвятить всё свое время друг другу. Местные оказывают им совсем не радушный прием, а семья в полном составе оказывается на платформе, вокруг которой плавает огромная акула. Им вместе придётся решить, что делать и как вернуться на берег целыми и невредимыми.
Режиссёр «Веселых» каникул» Адриан Грюнберг рассказывает страшную историю о том, что лучше лишний раз не идти против совести, даже ради финансового благополучия, иначе это грозит ужасными последствиями. «Мегалодон» — не первая картина, обвиняющая нефтяников, как и любых других загрязнителей планеты, в том, что они приходят, добывают всё, что нужно и оставляют «выжженную» землю. Авторы усложняют свою историю добавлением ацтекских богов, в которых верят местные. Эти бессмертные существа насылают демонов на людей, виноватых перед природой и планетой. И самое жуткое, что даже если одного из них получится убить, то это лишь временное избавление от мучений, ведь за ним обязательно появится следующий, чтобы завершить миссию по получению абсолютной жертвы.
Главные роли в фильме сыграли Джош Лукас («Судная ночь навсегда»), чей герой, раскаивающийся в сокрытии проблем с платформой, старается сделать для семьи всё, что может. Звезда «Нарко: Мексика» Фернанда Уррехола выступает в роли его супруги и здравого смысла проекта, а Хулио Седильо («Мгла») перевоплотился в работника платформы, старающегося всем помочь и единственного, кому что-либо известно о монстре, плавающем у них под ногами.
Удачей создателей стало и приглашение на проект Антонио Риестра, оператора «Мамы» Андреса Мускетти. Он с помощью несложных, но эффектных деталей (вода, люди, собака и мистика) создал из простого и совсем не нового сюжета «Мегалодона» кино, способное не только рассказать историю семьи и обсудить мировую экологическую ситуацию, но и то, например, как неудобно чувствует себя в современной действительности огромная акула, столкнувшаяся с человеком и его безразличием ко всему вокруг. Ей уделено не так много времени, но «Челюсти» Спилберга тоже выстраивались на ощущении постоянного страха перед неизвестным, а не на перекусе огромным монстром очередного бедолаги.
Продюсеры франшизы «Другой мир» и «Охоты на ведьм» сделали из «Мегалодона» микс «Глубокого синего моря», «Санктума» и «Мег» с отсылками к Ари Астеру и «Солнцестоянию». Лучше внимательно следить за деталями, которые могут служить подсказками к некоторым сюжетным поворотам и финалу. Интересно, что кинодеятели и дистрибьюторы очень любят название «Мегалодон»: с оценками и качеством не складывается, зато фильмы выходят с завидным постоянством. «Мегалодон» (The Black Demon) 2023 года — внушительный блокбастер, страдающий от банальных ходов, не всегда интересных героев и ситуаций. Авторы сами загоняют персонажей и зрителей на платформу, а что делать дальше не всегда понимают — даже ужас замкнутого пространства срабатывает только в сценах с погружением в «колоколе». Сама акула здесь на вторых ролях, но именно она давит на героев и сюжет, заставляя постоянно придумывать различные варианты и жертвовать кем-то при крайней необходимости. Извиняться перед природой и богами всё равно придется, главное осознать проблемы и найти силы для борьбы с простотой и комфортом ради жизни потомков.