Месть утопленницы — рецензия на тайванский хоррор «Паранормальные явления. Мост призраков»

В апреле компания «Экспонента фильм» познакомила российских зрителей с дебютным хоррором режиссёра Лестера Ши, чья свежая лента «Паранормальные явления. Другое измерение» выходила в российский прокат в декабре прошлого года. Андрей Волков посмотрел «Паранормальные явления. Мост призраков» и рассказывает, каким был первый фильм тайванского хоррормейкера.


«Паранормальные явления. Мост призраков» / Nu gui qiao (2020)

Режиссёр: Лестер Ши
Сценаристы: 
Чжан Гэнмин, Хао Босян
Продюсеры: 
Шон Чун, Хао Босян, Доллар Ли, Чжан Гэнмин, Артур Чу


Многие азиатские хорроры основаны на национальном фольклоре и религиозных верованиях, однако «Мост призраков» является исключением. Эта лента повествует об очередном неупокоенном привидении, которое регулярно забирает тех, кто имел неосторожность обернуться на ступеньках, ведущих прочь от моста. По легенде, когда-то на этом месте девушка стала жертвой пяти насильников, после чего её труп нашли под мостом. С тех пор каждые четыре года от утопления загадочно умирает пять человек.

Ничего оригинального в сюжете «Моста призраков» обнаружить не удастся, как ни старайся — это очередная вариация японских «Звонка» и «Тёмных вод». Более того, режиссёр использует стандартные скримеры, вроде внезапно появляющегося привидения, таинственных звуков и странных следов на полу, стенах и потолке. Основное действие происходит ночью на территории университета Тунху, где и располагается проклятый мост. Камерный характер фильма разбавляет лишь причудливая композиция — вот тут режиссёр постарался на славу.

Он усложнил свою ленту двумя параллельными сюжетами, которые происходят в разное время в одном месте. В первой истории шестеро студентов решают запечатлеть на камеру привидение на мосту, поэтому умышленно делают всё, чтобы злобный дух поскорее проявил себя. А во второй новелле амбициозная журналистка делает репортаж о событиях той ночи, стараясь восстановить хронологию происшествия.

Лестер Ши легко сочетает съёмку в стиле мокьюментари и традиционный вид от третьего лица. Причём мокьюментари у него вышло своеобразное. Зритель смотрит на происходящее глазами как оператора с телевидения, так и студентов университета, которых сложно назвать любителями, ведь они изучают журналистику и умеют обращаться с камерой. Хороший режиссёрский ход получился в сцене, где персонажи изучают окрестности университета в поисках преследующего их привидения через экраны в комнате охраны. Этот эпизод сделан постановщиком по всем правилам хичкоковского саспенса. Призрак подбирается всё ближе к укрытию героев, попадая то на одну, то на другую камеру. Причём видит его только девушка.

К недостаткам фильма можно отнести и слабую драматургию. История про очередного азиатского призрака-мстителя больше бы волновала зрительскую душу, если бы характеры героев были более индивидуализированными. Если журналистка и оператор из новеллы про мост образца 2020 года достаточно хорошо прописаны (именно в этой сюжетной линии присутствует детективное расследование необъяснимых смертей студентов в университете каждые четыре года), то в параллельной истории, действие которой разворачивается в 2016 году, герои сливаются в абстрактную серую массу типичных студентов-балбесов. Исключением становятся разве что две первые жертвы привидения. Сценаристы Чжан Гэнмин и Хан Босян потрудились наделить индивидуальными чертами характеров только их. Стоит выделить и шуструю раскованную подружку одного из персонажей, который мог бы претендовать быть главным героем всего фильма, учитывая обилие экранного времени, однако по непонятной причине в картине нет ни одного протагониста.

В итоге лента иногда напоминает унылое наблюдение за перемещениями персонажей в пределах университета, словно режиссёр вознамерился снять не держащий в напряжении хоррор, а псевдодокументальную зарисовку о встрече шести студентов с миром сверхъестественного. Но тогда следовало совершенно иначе выстроить композиционную структуру ленты, опустив всю линию с журналистами из 2020 года и отказаться от классического повествования от третьего лица.

Дебютная работа Лестера Ши увлекает эпизодически, хотя провалом её не назовёшь. Лента причудливо построена, причём в финале постановщик уверенно свёл две сюжетные линии в одну. Положительные эмоции оставляет эпизод в комнате с манекенами, где использованы нестандартные ракурсы для изображения перемещающегося духа. Однако среди тайванских хорроров есть экземпляры много лучше (например, кровавая «Грусть»). Более того, «Мост призраков» мало чем отличается от японских или южнокорейских собратьев в разработке темы привидений. Режиссёр добился профессиональной картинки и гладко выстроил проект из штампов хорроров про привидений, однако не привнёс в расхожий сюжет о «мести из могилы» ни национального своеобразия, ни индивидуального видения темы.

Share on VK
Андрей Волков

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!

WordPress: 12.06MB | MySQL:115 | 0,916sec