«Заклятье: Слуги Сатаны»: главное держаться вместе
25 июля в прокат выходит хоррор Джоко Анвара «Заклятье: Слуги Сатаны», представляющий собой ремейк классического индонезийского фильма ужасов «Раб Сатаны». Артём Петров рассказывает, какое значение имеет оригинальный фильм для постановщика и как режиссёр изменил новую версию проекта.
«Заклятье: Слуги Сатаны» / Pengabdi Setan (2017)
Режиссёр: Джоко Анвар
Сценарий: Джоко Анвар, Сисворо Гаутама Путра, Нарьоно Прайитно, Субагио С., Имам Тантови
Оператор: Ичал Танджун
Продюсеры: Гопе Т. Самтани, Тиа Хасибуан, Майк Им, Прия Н. К., Сунил Самтани, Чон Тхэ-сон
Рини — дочь в прошлом популярной индонезийской певицы, которая слегла с тяжёлой болезнью, и жизнь семьи превратилась в кошмар: авторские отчисления не поступают, медицинские счета обходятся дорого, а денег постоянно не хватает. Когда женщина умирает, Рини, её братьям и отцу приходится столкнуться с мрачным секретом, который хранила их жена и мать, и расплатиться за её решения в прошлом.
Хоррор «Раб Сатаны» стал очень личной работой для режиссёра Джоко Анавара. Настолько, что после его просмотра он твёрдо решил связать жизнь с кинематографом и долго вынашивал план снять ремейк, чтобы отдать дань уважения. Задача оказалась очень непростой. Студия уже начала подготовку к съёмкам, а кресло постановщика досталось другому человеку. Анвар приложил немало усилий, чтобы донести до продюсеров своё видение и возглавить проект.
Оригинал представляет собой реликт, который будет интересен только «археологам», которые обожают искать малоизвестные экзотические фильмы, и ностальгирующим фанатам, вроде самого Джоко. Остальные увидят устаревшую картину с крайне наивным сюжетом, плохой актёрской игрой и слабой драматургией. Поэтому Анвару было необходимо не просто адаптировать любимую историю для современного зрителя, но и исправить имеющиеся недостатки.
В ремейке Анвар не стремится идти по пути чистого хоррора. В первом акте для него важно напугать реальными, но не менее жуткими вещами: бытовым адом, в котором люди едва сводят концы с концами и не в состоянии облегчить страдания близкого человека. Уже при жизни мать становится призраком, мучающим своим существованием родственников, а находящееся напротив кладбище словно приглашает хозяйку дома поскорее переехать в тёплую и уютную могилу. Столь тяжёлое жизненное обстоятельство создает образ крепкой и сплочённой семьи. Главное держаться вместе.
Смерть матери кажется освобождением от бремени. Появление призрака, на первый взгляд, — обычное последствие скорби, которое нужно отбросить, чтобы жить дальше. Однако Анвар далее эту тему не развивает. Вместо этого он использует элементы драмы и классические скримеры для нагнетания обстановки, чтобы удерживать внимание зрителя, пока повествование будет приобретать очертания детектива. Это необходимо для переработки образа антагониста, который в «Рабе Сатаны» представлял собой обычную карикатуру.
Ремейк превращает недостаток в достоинство. Теперь зло невозможно воспринимать комично, и рояль в кустах, представленный в виде вооружённого искренней верой в Аллаха имама, больше никого не спасёт. Центральные персонажи оказываются беспомощны перед могущественной силой, намеревающейся получить желаемое любой ценой. Самое ужасное, что она отнимает их главную опору и надежду. Для семейства Рини это становится куда страшнее любых злых духов. Если хочешь по-настоящему заставить страдать человека, который не привык жить ради себя, отними у него семью.
Анвар блестяще справился с задачей по созданию ремейка. Он убрал из фильма комичность и передал свою любовь к оригиналу, сохранив все достоинства, например, одну из самых зрелищных смертей. Исполнители главных ролей показали по-настоящему живых персонажей, к которым испытываешь искреннее сочувствие. Сюжет грамотно сочетает в себе элементы мистики и бытового ада и способен напугать любого, вне зависимости от его страхов. Более того, Джоко не раскрывает все карты, чтобы история продолжила развиваться в полноценном сиквеле, сумевшим не только стать достойным первой части но и усовершенствовать жестокий, но привлекательный сеттинг «Слуг Сатаны».
Читайте также:
«Заклятье: 13-ый этаж»: жизнь на костях
Джоко Анвар — лицо современного брутального индонезийского хоррора