«Сталкер»: электрическая леди и человек с ружьём


СУБСТАНЦИЯ

Что будет, если скрестить историю о маньяке с БДСМ-триллером и добавить в сюжет побольше клиффхэнгеров? Режиссёр ДжейТи Мольнер из этого набора собрал «Сталкера» (Strange Darling), один из самых изобретательных жанровых релизов последних лет. Подробности о малозаметном, но крайне любопытном фильме — в рецензии Дмитрия Соколова.


«Сталкер» / Strange Darling (2024)

Режиссёр: ДжейТи Мольнер
Сценарий: ДжейТи Мольнер
Оператор: Джованни Рибизи
Продюсеры: Билл Блок, Крис Иван Севик, Рой Ли, Джованни Рибизи, Стивен Шнайдер и др.


До смерти напуганная девушка (Уилла Фицджеральд) стремительно бежит сквозь огромный лес. Её преследует разъярённый мужчина (Кайл Гарнер) с ружьём в руках. Наткнувшись на уединенный домик среди зарослей, девушка бешено стучит в дверь, умоляя помочь — и помощь она получит, однако вскоре станет ясно, что все происходящие вокруг бедняжки жуткие события далеко не столь однозначны, как кажутся на первый взгляд.

«Сталкер» — ярчайшая «скрытая жемчужина» жанра: хотя премьера состоялась в прошлом сентябре на техасском Fantastic Fest, и критики моментально отозвались восторженными рецензиями, широкого проката на американском рынке у фильма не было, а во многих странах он выходит только этой осенью. Учитывая, насколько интересный фильм снял ДжейТи Мольнер, сложности с дистрибуцией выглядят вдвойне обидно. «Сталкер» представляет собой триллер с нелинейным сюжетом, построенный на погоне маньяка за жертвой, но по мере развития событий картина обрастает всё новыми (и часто неожиданными) подробностями.

Сценарий здесь разбит на шесть глав, показанных вразнобой: сначала идет третья глава, затем пятая, после неё – первая, и так далее. Динамика почти в каждой из них очень высокая, а действующих лиц немного, причём ключевые персонажи остаются безымянными. Мужчина обозначен как «Демон», а убегающая от него девушка — «Леди». Каждая глава их противостояния (за исключением краткого эпилога) заканчивается какой-то подвешенной ситуацией, поясняющей детали сюжета и в то же время добавляющей интриги. Один из сегментов — триллер с элементами БДСМ об играх с удушением и связыванием. Другой — насыщенный саспенсом эпизод, где Демон ищет Леди в огромном доме. Третий — бешеная драка Леди и Демона на выживание.

В менее умелых руках такой подход сделал бы фильм набором пусть эффектных, но слабо связанных короткометражек. К счастью, здесь перед нами другой случай. Мольнер органично соединяет все разнородные фрагменты с помощью единого визуального стиля. По атмосфере и тематическим акцентам «Сталкер» напоминает ностальгические хорроры и триллеры, отсылающие к эстетике эксплотейшна 1980-х, только без настойчивых оммажей или хитроумных цитат. Джованни Рибизи (здесь он дебютировал как оператор) играет с цветовой палитрой, углами обзора и разными планами, одинаково умело создавая то ощущение интимности, то чувство домашнего уюта, то показывая дикое сражение со смертельным исходом. Отблески неона в ночной тьме, приглушённый свет в номере мотеля и красно-розовые волосы Леди, обильно хлещущая кровь и пронзительные крики образуют видеоряд, чарующий своей элегантной целостностью. При этом из фильма никогда не исчезает напряжение, заданное уже открывающей сценой. Напротив, Мольнер использует рваную хронологию, чтобы постоянно генерировать саспенс, в каждой главе либо сталкивая Демона и Леди друг с другом, либо выдавая крупицы информации об их прошлом.

Если сценарий и стиль обеспечивают единство фильма, то его эмоциональный фон задают актёрские работы. Несмотря на то, что в центре сюжета всегда остаются Леди и Демон, Мольнер собрал для фильма любопытную команду. Открывающий текст о неизвестном маньяке зачитывает Джейсон ПатрикПропащие ребята»), в небольших ролях мелькают Евгения КузьминаДжентльмены») и Шери ФостерМохоки»). Образы эксцентричной семейной пары отлично разыграли Эд Бегли младшийЖесткач», «Улицы в огне») и Барбара ХершиАстрал»). Но все эти персонажи лишь фон для дуэта Демона и Леди. Кайл Галлнер хорошо справился с ролью преследователя, однако его персонаж — при всей важности для сюжета — остаётся, по большому счёту, второстепенным. Уилла Фицджеральд идеально вписалась в образ Леди, который чуть глубже раскрывается с каждой новой главой, превращаясь из типичной «последней девушки» в куда более зловещую героиню. Чувственная, порочная, обманчиво беззащитная и движимая холодной яростью Леди украшает собой любую сцену. Без неё «Сталкер» потерял бы львиную долю своего магнетизма во многих эпизодах.

ДжейТи Мольнер снял динамичный, креативный и провокационный фильм о маньяке, в котором нашлось место череде продуманных твистов, густому саспенсу и даже короткому, но точному социальному комментарию (история вскользь касается темы «постыдных» желаний, которые женщины вынуждены скрывать, опасаясь осуждения). Новых горизонтов «Сталкер» не открывает и на переворот в жанре не претендует, однако в качестве стильного и многослойного ироничного триллера работает великолепно.

Share on VK
Дмитрий Соколов

Автор:

Уважаемые читатели! Если вам нравится то, что мы делаем, то вы можете
стать патроном RR в Patreon или поддержать нас Вконтакте.
Или купите одежду с принтами RussoRosso - это тоже поддержка!


В ТУМАНЕ
WordPress: 12.13MB | MySQL:116 | 0,926sec