«Подходящая плоть»: моё тело – тюрьма
В прошлом году на платформе Shudder вышел лавкрафтианский хоррор «Подходящая плоть», в котором Барбара Крэмптон и Хизер Грэм становятся жертвами зловещих древних ритуалов. Подробности о новом фильме Джо Линча (автора «Чиллерамы» и «Рыцарей королевства Крутизны») читайте в рецензии Дмитрия Соколова.
«Подходящая плоть» / Suitable Flesh (2023)
Режиссёр: Джо Линч
Сценарий: Деннис Паоли, Говард Филлипс Лавкрафт
Оператор: Дэвид Мэтьюз
Продюсеры: Барбара Крэмптон, Боб Порталь, Индерпал Сингх и др.
Успешный психиатр Элизабет Дерби (Хизер Грэм) принимает очередного пациента — явно встревоженный юноша Аса Уэйти (Джуд Льюис) пытается втолковать женщине что-то про своего отца, обладающего тайными силами… а потом внезапно успокаивается и демонстрирует абсолютную уверенность в себе. Решив, что перед нею интереснейший случай расстройства личности, Элизабет отправляется домой к Асе, и обнаруживает, что он был прав: отец парня обладает способностью переносить своё сознание в чужие тела. Что гораздо страшнее, это сознание теперь жаждет проникнуть в тело Элизабет, которая не знает, как защититься от древней магии.
«Подходящая плоть» — типичный проект категории «от фанатов для фанатов». Джо Линч в жанре далеко не новичок: он снял вторую — самую динамичную и кровавую — часть «Поворота не туда», а также «Эверли», камерный и тоже кровавый боевик с Сальмой Хайек. Пожалуй, самая известная его работа — комедийный экшн-хоррор Mayhem («Эксперимент Офис 2»). Сценарий написал Деннис Паоли, известный по работе над «Реаниматором», «Извне» и «Дагоном». Актёрский состав тоже подобран тематический. Помимо культовой Барбары Крэмптон здесь можно увидеть Брюса Дэвисона из «Уилларда», ну а Джуда Льюис играл в дилогии Babysitter, где за ним гонялась орава сатанисток. Даже композитор здесь человек свой — Стив Мур, написавший саундтрек к «Гостю» и «Ветеранам зарубежных войн».
Концептуально «Подходящая плоть» оформлена как мистический хоррор, обыгрывающий идею обмена сознаниями. И хотя в основе сценария лежит рассказ Говарда Лавкрафта «Тварь на пороге», Паоли серьезно переработал сюжет первоисточника, превратив мрачную детективную историю в чёрную комедию об одержимости. Попав под таинственное обаяние Асы, Элизабет вскоре отдаётся порыву страсти, а затем злодейский ум начинает всё чаще проникать в её тело, превращая уравновешенную женщину в порочную фурию. На этих контрастах строятся лучшие сцены фильма — от жаркого секса возле свежего трупа до постельных игр Элизабет с ножом, когда её тихоня-муж внезапно раскрывает в себе тягу к жёсткому фемдому. Без потоков крови и телесных увечий тоже не обошлось, но почти все они сосредоточены в финале. Впрочем, обильное насилие подаётся в откровенно юмористическом ключе, и вполне отвечает кэмповой стилистике, напоминающей не столько «Реаниматора», сколько недавнюю «Дичь».
Главная же проблема фильма в том, что Линч зачастую откровенно ленится использовать заложенный в сценарии потенциал. По числу постельных сцен «Подходящая плоть» могла бы потягаться с эталонными неонуарами 1990-х — но при этом какой-то сочной обнажёнки практически нет. Крайне нестандартный любовный многоугольник (с участием Асы, Элизабет, её мужа и подруги) сам по себе мог бы стать основой для отдельного фильма — но так и остаётся лишь схематичной сюжетной веткой. Шутки с прыжками из тела в тело работают через раз, да и общие правила работы заклинания прописаны небрежно, из-за чего под конец появляется ряд вопросов к логике показанных событий.
К счастью, актёрские работы худо-бедно камуфлируют недоработки по части режиссуры. Джуда Льюис старательно изображает рокового красавца, и между ним и Хизер Грэм есть мимолётная, но ощутимая «химия». Ещё лучше смотрятся Грэм и Крэмптон в ролях лучших подруг, столкнувшихся с таинственным древним ритуалом. Да и Крис МакКенна хорошо отыгрывает образ подкаблучника, занятого домом и готовкой, пусть даже его персонаж и остаётся далеко на периферии сюжета.
Если расценивать «Подходящую плоть» как непритязательный трибьют хоррор-классике 1980-х, от фильма вполне можно получить удовольствие. Ничего особенно захватывающего в нём нет, но есть хорошая динамика, пара-тройка неплохих шуток, кровь с расчленёнкой и слаженная актёрская команда — вполне достаточно, чтобы скоротать вечер.