«Иллюзия побега»: я ищу тебя, не смотри на меня
С 25 мая в российском прокате полнометражный дебют датской постановщицы Каролине Люнгбю «Иллюзия побега», в котором молодая пара неожиданно встречает в лесу своих двойников. Премьера фильма прошла на 52-м Международном Роттердамском кинофестивале. Яна Телова рассказывает, какой получилась картина и почему это скорее драма отношений, нежели триллер.
«Иллюзия побега» / Superposition (2023)
Режиссёр: Каролине Люнгбю
Сценарий: Каролине Люнгбю, Миккел Бак Серенсен
Оператор: Сине Вадструп Брукер
Продюсер: Амалия Люнгбю Квист
Начинающая писательница Стине (Мария Бах Хансен) и радиоведущий Тейт (Миккель Боэ Фёльсгор) спешно покидают шумный и амбициозный Копенгаген, чтобы «найти себя» в лесной глуши. Загрузив в машину чемоданы, любознательного пятилетнего сына Немо (Михло Олсен) и пса Тарзана, пара следует по заранее выбранному маршруту — вперёд, к арендованному на год скандинавскому домику из дерева и стекла. Рядом с основным местом жительства, снабжённым всеми необходимыми удобствами, — от электричества до погреба с вином — имеется и небольшая пристройка, где можно по желанию изолироваться и заняться своими делами. Немо хочет в ней жить, но Тейт решает использовать каморку в рабочих целях. Семейный ретрит спонсирован радиокомпанией, в которой он работает — каждые несколько дней Тейт и Стине должны собираться для обсуждения их удалённой от цивилизации жизни, записывать диалог на переносное запоминающее устройство и отправлять его вместе с фотографиями (опционально) в запечатанном конверте с маркой, так как интернета или любого другого вида связи с внешним миром здесь не существует.
Во время первого же разговора Стине высказывает сомнения по поводу поездки, называет ее эскапистской и признаётся, что не особо верит в затею. Она спрашивает, что Тейт хочет найти в лесной жизни рядом с озером, и он незамедлительно отвечает — тебя и себя. Сказано — сделано. Проходит несколько размеренных дней, и однажды Стине и Тейт в буквальном смысле сталкиваются со своими двойниками, которые, как оказалось, тоже приехали на реставрацию отношений и проживают на другой стороне озера. Встреча едва ли проходит гладко — мало того, что Стине-1 и Тейт-1 в ужасе от того, насколько Стине-2 и Тейт-2 на них похожи, так те ещё и утверждают, что сын Немо присутствует в мире в единственном экземпляре, а значит полюбовно разойтись вряд ли получится. Каждая пара считает ребёнка своим, и точно не готова отдавать его двойникам.
Дебютный фильм датской постановщицы Каролине Люнгбю «Иллюзия побега» (в оригинале Superposition) поглядывает одновременно на два жанровых пути: в сторону научной фантастики и в направлении психологической драмы. Не будет спойлером сказать, что от первой дороги Люнгбю отказывается спустя минут 20, оставляя всё прочее экранное время выяснениям отношений. Стине и Тейт — многолетние супруги, переживающие кризис после измены одного из партнеров. Зациклившись на своих обидах, герои давно перестали слышать друг друга, и потому идея изолированной жизни, где им рано или поздно придётся столкнуться с желаниями и потребностями другого, сразу же стала казаться единственным шансом на спасение.
«Ты привык называть то, что сам сконструировал, реальностью», — обиженно заявляет Стине во время записи очередного диалога, не обращая внимания на то, что и она не даёт себе возможности расширить границы и взглянуть на ситуацию глазами мужа. Тейт — это тот, кто обидел, а она — его жертва. Но что, если для спасения отношений нужно поменяться ролями?
Если вы ждёте от «Иллюзии побега» что-то вроде богатого на события терапевтического триллера Андерса Рённова Кларлунда «Последний клиент» или жуткого в своей обречённости фильма Кристиана Тафдрупа «Не говори никому», то вас, скорее всего, ждёт разочарование — картина Каролине Люнгбю далека от неожиданных сюжетных поворотов и жутких сцен насилия. Герои «Иллюзии побега» — уставшие представители поколения, которые не знают, чего хотят, и потому каждое произнесённое слово и совершённое действие лишь отдаляют их друг от друга. Иногда для того, чтобы разрешить конфликт, достаточно просто быть искренним, но иногда требуется срочная помощь со стороны. Например, пригодится подсказка двойника, который протянет бокал с вином, включит успокаивающую музыку и скажет: «Давай поговорим».