«Темная сторона»: Даунгрейд
В российский прокат вышла «Темная сторона», новый триллер про невозмутимого маньяка в исполнении звезды «Американского пирога». Разбираемся, почему многообещающий дебют режиссера Генри Джейкобсона не сделал для жанра ничего нового.
«Темная сторона» / Bloodline (2018)
Режиссер: Генри Джейкобсон
Сценарий: Авра Фокс-Лернер, Уилл Хонли и Генри Джейкобсон
Оператор: Исаак Бауман
Продюсеры: Джейсон Блум, Грег Гилрет, Адам Хендрикс и другие
Дистрибьютор в России: «Наше кино» (в прокате с 28 ноября)
Что-то не так с Эваном (Шонн Уильям Скотт): примерный муж и школьный психолог переживает странный период жизни. У него только что родился сын, и жена (Мариэла Гаррига) проводит все время с орущим младенцем. Из-за тревожной обстановки дома и стрессов на работе Эвана обуревают внутренние демоны. Каждый день он выслушивает подростковые жалобы на родственников-насильников и пьющих отцов. Когда-то Эван и сам был на месте травмированных школьников, но его спасла мать (Дейл Дикки).
А кто спасет изнасилованных и избитых подростков, если помощи ждать неоткуда? Задавшись этим вопросом, социальный работник надевает непромокаемый плащ и начинает по ночам рассекать по району, отлавливая маргиналов. Каждый получит ножом в пузо — нечего деток обижать. Правда, вскоре жена и мать что-то заподозрят. Еще более опасным будет интерес к персоне Эвана со стороны полиции, которая быстро отыщет связь между жертвами и местом его работы.
В прошлом году студия Blumhouse выкатила неожиданный «Апгрейд» Ли Уоннелла, который пусть и окупил свой скромный бюджет, но не стал большим финансовым хитом — во многом потому что одновременно с прокатом состоялся цифровой релиз. С «Темной стороной» происходит примерно то же самое, но вряд ли этот фильм добьется таких же лестных отзывов от зрителей (критики свое слово уже сказали).
Шонн Уильям Скотт, Стифлер из «Американского пирога», не выстроил впечатляющей актерской карьеры (можете вспомнить хотя бы пять фильмов с его участием?), поэтому попытка сыграть маньяка заранее интригует. Но найти в его перформансе что-то особенное трудно: Скотт аккуратно и сдержанно изображает закрытого человека. Это скорее удачная попытка, но не более того.
Белый гетеросексуальный американец сходит с ума. Кажется, мы уже где-то это видели — в десятках сюжетов про маньяков, которые по разным причинам схватились за нож и решили вершить правосудие. И каждому из них Эван проигрывает в этой смертоносной схватке. Его невозмутимое лицо меркнет перед мимической палитрой Патрика Бейтмана, трагическое прошлое выглядит детской сказкой по сравнению с бэкграундом Нормана Бейтса, а принципы и идеалы кажутся смехотворными на фоне сложного этического кодекса Декстера Моргана.
Визуальная составляющая «Темной стороны» выглядит лучше, чем второсортный сюжет про маньяка с комплексами (да, тут найдется место и навязчивым психоаналитическим мотивам). Приятные темно-синие цвета и местами изобретательный монтаж могут смягчить прогорклый привкус от неинтересных персонажей. Влияет ли стиль на общее впечатление от фильма? Да, если не задумываться о том, что и тут видно влияние классиков — от Альфреда Хичкока (есть прямолинейная цитата из «Психо») до Брайана Де Пальмы (полиэкраны и сверкающий нож-зеркало).
«Темная сторона» получилась не слишком изобретательным упражнением в жанре, которое страдает и от обильных визуальных референсов, и от банальной истории. Мы видели это много раз, так что Джейкобсону лучше перестать заглядываться на чужое отражение в ноже и попытаться найти что-то свое.