«Ужасающий 2»: буду резать, буду бить
27 октября в прокат выходит «Ужасающий 2» – сиквел одного из самых ярких слэшеров последних лет. Фильм Дэмиена Леоне уже стал хитом проката в США, собрав более $5 миллионов – и это при бюджете всего в $250 тысяч. О том, каким получилось возвращение злобного клоуна Арта на экраны, – читайте в рецензии Дмитрия Соколова.
«Ужасающий 2» / Terrifier 2 (2022)
Режиссер: Дэмиен Леоне
Сценарист: Дэмиен Леоне
Оператор: Джордж Стейбер
Продюсеры: Фил Фальконе, Стивен Делла Салла, Джейсон Ливи, Майкл Ливи
Приближается Хэллоуин, так что Сиенна Шоу и её младший брат Джонатан заняты подбором костюмов для праздника. В то время как девушка мастерит костюм фэнтезийной воительницы по эскизам умершего отца, Джонатан собирается пойти на Хэллоуин в костюме печально известного клоуна Арта – маньяка, год назад устроившего резню в округе Майлз, но после того как мальчик встречает в школьном коридоре настоящего Арта, он понимает: вскоре произойдет что-то страшное. Вопреки предупреждениям Джонатана, Сиенна отправляется на вечеринку, не подозревая, что зловещий клоун уже охотится за ней и за её друзьями.
Если первая часть «Ужасающего» была выстроена как типичный слэшер, то вторая – слэшер экспериментальный, в котором намного больше внимания уделено не только убийствам, но и мистическим элементам сюжета. В отличие от прошлого фильма, на переднем плане здесь отношения между персонажами, а не бесчинства Арта, но нельзя сказать, что клоун теряется на фоне прочих героев – скорее, его появления органично вплетены в историю Сиенны и её семьи.
Режиссер и сценарист Дэмиен Леоне грамотно использует потенциал своего фирменного злодея: сцены убийств изобретательные и всегда поданы с характерным для Арта мрачным юмором. Он по-прежнему не упускает случая поиграть с жертвами – то изображая мима-бродягу в магазине, то выпрашивая конфеты у порога. Каждая смерть оформлена как мини-спектакль, в ходе которого харизматичный Арт проявляет всё новые грани своей садистской фантазии. Ко всему прочему, у клоуна теперь есть помощница (слегка напоминающая Харли Квинн), пусть ее роль в сюжете и остается декоративной. Сценарий вообще полон необязательных, но ярких сцен – чего стоит хотя бы кошмар Сиенны, в котором сюрреалистическое детское шоу превращается в кровавую бойню, или решающее сражение Сиенны с Артом, когда реальность трещит по швам словно в какой-нибудь «Стране чудес Вилли» или «Мэнди». В этом смысле сиквел, как и первая часть, представляет собой авторский хоррор – но заметно более амбициозный.
При всем обилии второстепенных деталей, темп в «Ужасающем 2» выдержан на удивление неплохо: хотя фильм идет больше 2 часов (гигантский метраж для слэшера!), ощущение затянутости возникает редко. Используя большое число персонажей, Леоне умело переключает внимание, в нужный момент выпуская на сцену клоуна-потрошителя. Единственный заметный недостаток сценария – расплывчатая мифология. В то время как в первой части про Арта было достаточно знать лишь то, что он существует, сиквел тут и там разбрасывает намеки на связь отца Сиенны (и ее самой) с Артом – но не предлагает никакого внятного объяснения этой связи, равно как и волшебным способностям Сиенны – критически важным в финальной трети фильма.
Впрочем, эти недоработанные нюансы чаще выглядят не следствием лени сценариста, а заявкой на планируемый триквел (кстати, дождитесь сцены после титров!). Как продолжение культового хоррора, «Ужасающий 2» работает отлично, поскольку Леоне четко соблюдает важнейший принцип хорошего сиквела: взять все достоинства оригинала – и помножить их надвое. Стиль и атмосфера первой части здесь не просто сохранены, но подняты на новый уровень – и это отличная новость для всех поклонников симпатяги Арта.
Что еще прочитать?
Рецензия на первую часть: «Ужасающий»: смех, кровь и слёзы
Интервью: Интервью с Дэмиеном Леоне – режиссером по-настоящему ужасающих фильмов