«Хорошую женщину найти тяжело»: I’m a bitch, I’m a lover, I’m a child
Фестивальный триллер «Хорошую женщину найти тяжело» благодаря арт-объединению CoolConnections сегодня можно посмотреть на большом экране в Москве. Рассказываем, как авторы фильма обошлись с поджанром изнасилования и мести.
«Хорошую женщину найти тяжело» / A Good Woman Is Hard to Find (2019)
Режиссер: Эбнер Пастолл
Сценарист: Ронан Блэйни
Оператор: Ричард Белл
Продюсеры: Гийом Бенски, Чан Джон-ён, Жан-Ив Рубин и другие
Расхожее выражение в названии фильма Эбнера Пастолла, подходящее скорее для пьянки в баре, оборачивается черной иронией с привкусом социальной драмы. Без триллера здесь тоже не обошлось: в первом же кадре лицо героини разлиновано кровью, а сама она пытается справиться со сбитым дыханием. Такая ли уж хорошая женщина и такие ли плохие мужчины — сразу и не разобраться.
Сара, мягко говоря, переживает не лучшие времена: ее муж убит, полиция разводит руками и просит не мешать расследованию, сын, на глазах у которого случилась трагедия, замкнулся и замолчал, денег нет, а мама все время помогает «дельным» советом. Причудливой феей-крестной XXI века становится наркоторговец Тито. Условия сделки просты: он прячет товар дома у Сары, а она держит рот на замке и получает проценты. Впору зажить долго и счастливо, скинув гнет финансовых тягот, но однажды карета превращается в тыкву, ведь накроторговля даже в сказках не бывает источником стабильности.
Пастолл то ли демонизирует феминность, то ли самозабвенно восторгается каждым из ее проявлений. Ясно одно — чужая душа для него потемки, а женская — так совсем: неизвестно, какие именно черти водятся в этом омуте. Главная героиня Сара преломляет в себе весь комплекс популярных женских ипостасей: дочь, жена, вдова, любовница, мать, сука, святая, шлюха, жертва и убийца. Этот калейдоскоп личин чередуется с сутолокой проблем хрупкой Сары по несколько раз на дню. Взяв за основу композицию стандартного фильма об изнасиловании и мести, на место насильника режиссер ставит не одного человека, но саму систему коммуникаций, в которой существует Сара. Сотрудник супермаркета недвусмысленно интересуется ценой за ночь, соцработница сомневается в материнской состоятельности, собственная мать тычет носом в упущенные возможности, дочери не хватает внимания, а самой Саре — свободной минутки, чтобы оплакать мужа, кажется, и правда любимого. Финальным аккордом становится насилие, не только психологическое, но и сексуальное, — оно выступает не основным триггером, но последней каплей. Роль матери в каталоге женской судьбы у Сары выходит на первый план. Если «Бабадук» (2014) Дженнифер Кент говорил о материнстве как о внутреннем психозе, то Пастолл пытается вписать его в общую систему мироздания. За бесконечным потоком сменяющихся функций (пусть Сара и выбрала среди них одну флагманскую) героиня теряет безотносительную самость. Наличие же наркоторговца — необязательный пункт, помогающий обнаружить побочный эффект общественного мнения.
Сара Болгер, тезка своей героини, не в первый раз выступает в жанровом кино, но в «Хорошую женщину найти тяжело» она уверенно солирует, не прибегая к гротескным тропам, столь частым среди героинь, вышедших на дорогу мести. Болгер удивительно органична и трепетна в каждом своем амплуа, и именно за счет ее игры все линии картины сходятся в единый паттерн. Пастолл же не первый раз исследует феминное, прощупывает острые углы его полярных плоскостей через оптику хоррора/триллера: в предыдущем фильме «Опасные попутчики» (2015) режиссер также обращался к бинарной догматике женственности и искал грань между жертвой и убийцей. В этот раз у него вышло зрелое высказывание, тщательно выверенное и лишенное жанровых клише и дихотомии плохого и хорошего. Хорошую женщину тяжело найти, но еще сложней найти плохую, которая никогда не бывает хорошей.
Читайте также: