«Заклятье. Первое пробуждение»: она ведёт меня во тьму
В прокат вышел фильм «Заклятье. Первое пробуждение». Здесь любимые Джеймсом Ваном куклы и жуткая история, способная привить страх темноты. Дмитрий Бортников посмотрел это кино и утверждает, что у авторов есть миллион способов продолжить его и расширить вселенную испанских ужасов до уровня монстров дель Торо.
«Заклятье. Первое пробуждение» / La Nina de la Comunion (2022)
Режиссёр: Виктор Гарсия
Сценарий: Гильем Клуа, Виктор Гарсия, Альберто Марини
Оператор: Хосе Луис Берналь
Продюсеры: Мерседес Гемеро, Эдмон Рош, Кристобаль Гарсия, Альберто Марини
Однажды вечером Сара, Ребе и их новые знакомые возвращаются из ночного клуба, и чуть не сбивают человека. Сара уверена, что она видела на дороге девочку и идёт за ней в лес, где компания находит старую куклу и труп собаки. Вернувшись домой, девушки обнаруживают на себе странные отметины и начинают видеть жуткую фигуру во мраке. Судьба сводит их с мамой давно пропавшей девочки, тайну исчезновения которой они решают раскрыть любой ценой.
Предисловие «Первого пробуждения» даёт понять, что герои будут постоянно делать себе больно, только бы ничего не видеть и не ждать, когда за ними придут, а самостоятельно покинуть этот мир, не причиняя неудобств ни родным, ни сущности, которую они разбудили. Авторы картины частенько используют время, как возможность поиграть со зрителями, открыться уже после, казалось бы, понятного финала и ещё больше запутать прошлое куклы и духа, паразитирующего на её владельца.
«13 изгнаний дьявола» строятся по такому же принципу. В центре сюжета семья с сильными религиозными убеждениями, где, конечно, есть сильная девушка, которая пытается спастись от давления родителей. В «Первом пробуждении» таких семей две. Ребе, она же Ребекка, живет с жёстким отцом, а где её мама, никто не знает, поэтому местные придумывают всё новые и новые слухи и пошлости на тему того, что с ней произошло и куда она делась. Саре же нужно не только стараться не выделяться, но ещё и следить за младшей сестрой, которая то и дело пытается стащить у неё страшную куклу, даже не представляя, что несёт в себе это фарфоровое страшилище.
Здесь авторы заигрывают и с восприятием реальности, позволяя героиням принять таблетки, а потом уже гадать, что они видят — плод разыгравшегося воображения или реальную опасность для жизни. Про колодец из их галлюцинаций стоит сказать отдельно. Он слишком неприятен и реалистичен и по своему составу и сырости похож на тот, что был в оригинальном «Звонке».
Режиссёр «Первого пробуждения» снял один из последних продолжений «Восставшего из ада», а продюсеры «Заклятья» были ответственны за «Невидимого гостя», «Бабушку» и «Репортаж». Этот необычный микс позволил создать историю, способную развиваться в каком угодно направлении, в разных форматах и под любым углом.
Таким образом, «Заклятье. Первое пробуждение» — это лучшее, что случалось с испанскими ужасами с точки зрения и сценария, и постановки, и ощущений во время просмотра, и игры, и уж точно спецэффектов — такого жуткого и неприятного монстра в кино давненько не наблюдалось. Кроме того, европейским хоррормейкерам удаётся в своём кино поговорить о серьёзном — о семье, выборе, чувстве вины, и один из основных их преимуществ перед голливудским производством.